Молодежные проекты Киева

Наши друзья

Просьбы о помощи

Новости

Какую важную информацию хранит Священное Предание

Какую важную информацию хранит Священное Предание

10 Мар. 2017

– Отче, что такое Священное Предание?

 

– Священное Предание – это все, касающееся христианской жизни, не записанное в Священном Писании. Потребность в существовании Предания связана с тем, что в Священном Писании есть много мест, которые очень сложно понять неискушенному человеку. Об этом пишет святой апостол Петр. Он констатирует, что в священных текстах «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:16).

– Как передавалось Предание из поколения в поколение?

– Хранят и передают церковное Предание в первую очередь епископы и их непосредственные помощники – священники. Они восприняли власть в Церкви не самовольно и даже не в силу демократической процедуры выборов, а через преемственное рукоположение от святых апостолов, которые в свою очередь восприняли сугубую благодать даров Святого Духа в день Пятидесятницы, о чем повествуется во второй главе Книги Деяний (см. Деян. 2:1–47).

– Предание и Писание как-то взаимосвязаны?

– Тексты Священного Писания не просто пали нам с неба, они были записаны благодаря Преданию от апостолов, получивших от Господа благодать Святого Духа. Окончательно канон текстов Священного Писания сформировался во II веке, то есть уже при апостольских преемниках. Когда ныне сектантские проповедники отвергают Предание, то они подрезают ветвь, на которой сидят.

– Что занимает доминирующее место в Предании? Или все части равно авторитетны?

– К Преданию относится весь круг богослужения нашей Церкви и многое другое, что четко не прописано в Священном Писании, но основательно вошло в традицию нашей христианской жизни. Например, в Писании нигде не сказано о почитании святых икон, о монашеском служении, но на протяжении тысячелетий все это хранится именно благодаря Священному Преданию. И сам текст Священного Писания сохранился в Церкви благодаря Священному Преданию. Но, пожалуй, самое важное место в Священном Предании занимает святоотеческое толкование (понимание) Священного Писания. В эту категорию можно отнести все святоотеческие творения, начиная с писаний мужей апостольских, то есть людей, которые непосредственно общались с апостолами, и заканчивая творениями подвижников веры и благочестия, которые относительно недавно жили и ныне канонизированы Церковью.

– Почему их творения нам особенно ценны?

– Дело в том, что святые отцы умели читать и трактовать тексты Священного Писания, а также все явления окружающего мира беспристрастно, трезвыми очами веры. Это достигалось благодаря аскетическому деланию молитвы, поста и других добродетелей. Мы, обычные люди, чаще всего, в силу своей греховности и страстности, оцениваем людей и события если не с гневом, то с пристрастием, и наша оценка бывает довольно субъективной. Например, на наших глазах на Востоке Украины сейчас ведутся военные действия, но по поводу того, что там происходит, сколько людей, столько и мнений. Из-за разноголосицы, которую провоцируют СМИ и их владельцы, пока нет готовых взять на себя всю ответственность и решительно прекратить это вооруженное противостояние.
Когда мы читаем творения святых отцов Церкви, то, даже иногда не понимая всей глубины их мысли, утверждаемся в вере, облекаемся миром, проникаемся благоговением и страхом Божиим. Самое главное – черпаем из их творений Божественную благодать, вдохновение на наши повседневные труды.

– Как должно изучать Предание? Ведь оно гораздо обширнее, чем набор абстрактных положений.

– Предание лучше всего изучать в Церкви, то есть непосредственно принимая участие в богослужении и жизни конкретной общины со всеми её радостями и проблемами. Когда человек первоначально приходит в храм, то он не знает, где и как поставить свечу, где можно и где нельзя стоять в храме. При поверхностном подходе к церковной жизни у него складывается впечатление, что вся христианская жизнь состоит из таких, чисто внешних, обрядов и традиций. Многие думают: «Я покрестился, повенчался, поставил свечу – и хватит с меня». Но на самом деле церковная жизнь намного глубже и шире. Если человек принял Крещение, свой брак освятил Таинством Венчания, приходит в соответствующей одежде в храм и правильно ставит свечу, то это вряд ли приблизит его к Богу и разрешит проблемы, с которыми он сюда пришел, если не будет сопровождаться молитвой и покаянием. Нужно еще воцерковиться, то есть войти в плавный ритм и строй церковной жизни: регулярно посещать богослужения, читать дома утренние и вечерние молитвы, соблюдать посты, читать Священное Писание, научиться терпеть, смиряться и по-настоящему любить Бога и других людей. Лишь тогда восприятие Предания будет не поверхностным, а глубоким и действенным.

– Как Предание менялось за свою историю? Оно обогащалось новыми формулами веры?

– В целом Священное Предание очень консервативно и слабо поддается изменениям. Могут меняться лишь внешние формы его выражения. Например, первые христиане совершали богослужения в катакомбах и пещерах на гробах мучеников, а ныне мы служим в больших величественных храмах. Но суть при этом не поменялась, потому что главное в богослужении – это соединение со Христом через молитву, Покаяние и Таинство Святого Причастия.

Также и вероучение остается неизменным на протяжении двух тысячелетий существования Церкви Христовой. Во время догматических споров, которые велись в Церкви, особенно с IV по VIII века, не изобретались новые формулы веры, а лишь ограждалось православное вероучение от искажений его еретиками и раскольниками. Мы, православные христиане, даже мысли такой не можем себе допустить, что апостолы не веровали в Святую Троицу, как это утверждают иеговисты. Таким образом, все догматические определения Вселенских Соборов – это не какая-то вероучительная новизна, а фиксация старого, иногда забытого или утерянного церковного Предания.

– Почему важно оставаться верным Преданию?

– Оставаясь верным Преданию, мы остаемся верными Церкви, в которой оно сохраняется. Когда Предание нами искажается или мы его полностью отвергаем, например, не соблюдаем посты, не исповедуемся и не причащаемся, тогда мы перестаем быть членами Православной Церкви.

Некоторые не следуют Преданию в силу изменения политической ситуации в стране или в силу своих человеческих слабостей и пристрастий. Великий раскол 1054 года (тогда от Православия отпала западная часть христианского мира), Брестская уния 1596 года (тогда, чтобы избежать притеснения со стороны власти поляков и литовцев – римских католиков, часть православных христиан нынешней Западной Украины и Западной Белоруссии, внешне сохраняя православный обряд, административно подчинилась Папе Римскому), также и недавний, происшедший в начале 90-х годов прошлого века, так называемый автокефальный раскол ни к чему хорошему не привели. Любой раскол – это слезы, страдания, притеснение невинных; он всегда служит причиной общего ослабления веры и благочестия среди народа, что в конце концов приводит к его полному нравственному и физическому вырождению и порабощению недругами.

– В каких еще конфессиях есть Предание? Или оно существует только в Православной Церкви?

– Как бы нескромно это ни выглядело, но констатирую, что в полноте и без всяких искажений Священное Предание сохраняется только в Православной Церкви. Лишь православные христиане, если они таковыми являются не только по названию, в духовном отношении имеют возможность дышать полной грудью. В других конфессиях, по выражению святителя Феофана Затворника, часть или целое лёгкое поражено болезнью. Поэтому нам остается лишь усердно молиться за каждым богослужением в храме или дома о тех людях, которые в силу своего рождения или политических предпочтений оказались вне корабля Православной Церкви, чтобы и они достигли соединения веры и спаслись.

Беседовала Наталья Горошкова



Наши проекты

Вопросы и ответы

01014 (для стран СНГ 252014) Украина, г. Киев,
ул. Тимирязевская 1, Свято-Троицкий Ионинский монастырь
email: miloserdie@ukr.net
христианство.ру Rambler's Top100 На главную | Написать письмо