Молодежные проекты Киева

Наши друзья

Новости

Просьбы о помощи

Новости

Когда классическая музыка может быть деструктивной?

Когда классическая музыка может быть деструктивной?

09 Апр. 2018

Зачем слушать классику? Может ли она быть деструктивной для души и духовной жизни? На вопросы ответил худрук Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра Украины, симфонический дирижер, регент Свято-Троицкого Ионинского монастыря, Заслуженный деятель искусств Украины, протодиакон Николай Лысенко.

 

– Любое искусство связано с личностью своего творца. Соответственно, как человек может быть деструктивным или конструктивным, так и музыка, независимо от эпохи написания. Единственное, что в отличие от современной музыки классика имеет строгие каноны написания, которые сохранились и в романтическую и постромантическую эпохи. Согласно этим канонам творили такие «великаны», как Д. Шостакович, С. Прокофьев, Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский и, конечно, С. Рахманинов.

Собственно, главное в классике — это то, что музыкой фиксируется история жизни человеческой души, её поисков, её преображения. В «прицеле» классиков всегда была эта тема. У Рахманинова это «зерно» классики многократно помножено на силу его личности.

Знаете, что для меня является критерием состоятельности личности человека? Это способность любить. Мы часто говорим о заповедях, забывая о том, что Христос перед распятием сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). И даже декалог, даже заповеди блаженства Он заменил одной — «да любите друг друга». Казалось бы, так просто и лаконично... Но как сложно!

И вот человек, желающий исполнить эту заповедь, ставит перед собой конкретную цель: научиться любить. Любить Бога, ближних, свою Родину. Любить мир — таким, каким он создан, находить в нем какую-то красоту. Рахманинов умел это делать, так, как, может быть, мало кто из его предшественников и современников.

Его личность необыкновенно глубокая, созидательная, с мощными евангельскими основами, потому для многих людей именно Рахманинов — олицетворение потрясающе сильного духа, невероятной проникновенности и способности любить. Все его главные произведения об этом. Например, концерты №№ 2 и 3, симфония № 2, «Симфонические танцы», «Рапсодия на тему Паганини».

 Сергей Рахманинов

Шикарна кантата Рахманинова «Весна» (на стихотворение Н. Некрасова «Зеленый шум»). Когда я впервые услышал её, эта музыка произвела на меня неизгладимое впечатление, для меня это было состояние, когда вечные воды омывают человеческую душу, человек преображается, обновляется. А потом я задумался о смысле текста, на который написана кантата. Он — о том, как крестьянин ушел на работу в город, и жена ему изменила. Он возвращается и, узнав об этом, сначала хочет её убить, но потом его что-то останавливает. Сюжет, безусловно, не может быть примером для духовного назидания, но в музыке потрясающе передана метаморфоза человеческой души — от желания отомстить, уничтожить до прощения, когда сердце человека согревается, и герой отпускает жене этот грех.

Безусловно, передать такое в музыке может только гений, подобный Рахманинову.

Если классика учит человека любить, то она конструктивна. А если музыка написана ради музыки, ради красивого оборота и разрешения гармонии (были и композиторы-графоманы), но не заставляет человека любить, страдать, переживать, ничего не несет в себе, то она деструктивна — в том смысле, что отнимает у человека время, которое он мог бы потратить на преображение своей души.

Не скрою: для меня в пантеоне классических композиторов есть те, кого я очень уважаю, произведения которых можно и должно слушать, но их музыка просто красивая, грамотно написанная, и не более. А есть музыка, которая переворачивает душу, заставляет меня вновь ощущать себя человеком, вновь искать ответ на вопрос, зачем я вообще живу, и которая напоминает мне, что такое любить.

Причем, учить любить — прерогатива не только классики. Если современный композитор находит, как поднять эти же темы своим языком, то его музыка для меня такая же ценная, как и классика. Я очень дружу с современным украинским композитором Дмитрием Коноваловым. На мой вопрос, почему он не пишет современными манерами письма, как А. Шёнберг или А. Берг, он говорит: «Знаешь, я вырос на Рахманинове. И я хочу, чтобы моя музыка была понятна человеку и могла проникать в его сердце». Его композиции мелодичны, гармоничны, они красивы и несут в себе преображение человеческой души.

Мы сейчас живем во времена разделений. И нас часто ставят перед выбором между «своей» и «чужой» культурами. Я очень хочу, чтобы мы даже в это время считали своей культурой — ту, которую мы впитали в нескольких предыдущих поколениях. Я считаю Сергея Рахманинова в той же мере своим композитором, как и потрясающих украинских творцов Н. Лысенко и его учеников Б. Лятошинского, Л. Ревуцкого, М. Скорика, Е. Станковича... Я никогда не откажусь от творчества С. Прокофьева и Д. Шостаковича... Я никогда не отдам то, что принадлежит моему сердцу.

Надо быть богаче, не отдавать, а считать своим и принимать то в творчестве этих гениев, что близко нашему сердцу. Потому что для нас это, повторюсь, возможность преображать свою душу.

Источник



Наши проекты

Вопросы и ответы

Анонсы

01014 (для стран СНГ 252014) Украина, г. Киев,
ул. Тимирязевская 1, Свято-Троицкий Ионинский монастырь
email: miloserdie@ukr.net
христианство.ру Rambler's Top100 На главную | Написать письмо