Кому «пять»?

Кому «пять»?

«Учись хорошо, на одни пятерки, и когда вырастешь...» Кто не слышал в детстве такие или похожие слова от родителей? Кому не обещали за хорошие оценки в дневнике всевозможные блага во взрослой жизни и, наоборот, наказания, подобные египетским, если будешь приносить из школы одни двойки? Вопрос, конечно риторический, но ответ, думаю, большинству ясен.

Сейчас же, в эпоху высоких технологий, на скорости 100 Мбит/с и с терабайтовыми винчестерами быть умным или хотя бы начитанным, кажется, должно быть проще простого. И правда, в большинстве своем крещенная еще в детстве молодежь вам быстрее расскажет и, может, даже покажет, как пропатчить KDE2 под FreeBSD, чем по памяти прочитают Никео-Цареградский Символ Веры. Да и Стивен Хокинг для большинства уже будет поавторитетней, чем Василий Великий, о котором, возможно, это самое большинство и слухом не слыхивало. Умных много, а счастья нет.

Быть может, не то знание нужно для правильной или, как говорят, «хорошей жизни»? Так и вспоминается молодой юрист из чеховского рассказа «Пари», которому чтение не столько и не только спасло жизнь, как, кажется, по-видимому, принесло в нее новый смысл.

Ну а что же почитать современным молодым людям, называющим себя «церковными», «верующими» или только хотящим переступить церковный порог? Тут тоже нужен вкус, и воспитывается он со временем. Конечно, замечательно и прекрасно, если человек с юности читал или читает классиков, тогда ему будет на чем воспринять многовековой опыт Церкви, выраженный как в Священном Писании, так и в трудах Святых Отцов.

Но что, если опыт чтения у многих современных молодых людей основывается, в основном, на модных книгах из сиюминутного «мейнстрима», как правило, не обладающего глубиной? Или у тех, кто хочет слыть более продвинутым, — на статьях из Википедии? А хочется почитать что-то такое ... божественное и в то же время интересное. Благо, что сейчас уже особых проблем в книгах нет, и многие из них весьма достойны.

Так, навскидку, можно вспомнить сразу несколько, и обязательно первым будет сборник рассказов архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Суммарный тираж этой книги давно перевалил за миллион экземпляров, но и этого мало.

Да еще согрешу, если не упомяну такого автора, как священник Александр Торик с множеством его книг и, особенно, его повесть-трилогию о собирательном образе священника по имени Флавиан («Флавиан», «Флавиан. Жизнь продолжается», «Флавиан. Восхождение»). Эти книги про харизматичного пастыря, ведущего своих чад ко спасению во Христе. Такие книги можно сравнить с хорошими советскими фильмами, которые смотрятся без особого напряга и с легкой улыбкой на лице, а после их просмотра остается доброе и светлое послевкусие. Так и упомянутые книги: читаются быстро, на одном дыхании, и хочется читать их, не переставая, подобно тому, как хочется пить живительную воду в знойный летний день.

Но... Как всегда, должно быть какое-то «но». И в нашем случае многим может показаться, что такие книги грешат оторванностью от жизни. Почитали мы «Несвятые святые», пришли в храм, а там все кажется серо, и снова кому-то не нравится, как мы одеты или где стоим. Да и «отцов Флавианов» поди найди днем с огнем. Все батюшкам нет времени открыть нам истины Божественного провидения и научить нас основам вероучения в небогослужебное время. Но это совсем не значит, что вокруг нас нет «святых» и «батюшек Флавианов». Они есть, и их сотни и тысячи, только вот поймем мы это, возможно, много времени спустя после общения с ними, но, главное, чтобы поняли!

Такие книги, по выражению знакомого священника, проректора одной духовной школы, можно назвать «духовным развлечением». Может, это действительно так, но для многих такое «развлечение» стало толчком к новому взгляду на Церковь, хоть и как на Богочеловеческий организм, но который тут, на земле, состоит из таких же людей плоти и крови, как мы, и с точно такими же недостатками. Главное, что организм этот, хоть часто и болеет, но он живой и возрождается, какие бы опыты на нем ни ставили и как бы его ни мучили.

Итак, если стоит вопрос, читать ли такие книги, то ответ однозначно утвердительный! Однако они призваны только положить начало в зарождении хорошего вкуса в религиозной литературе. Хочется попросить: не останавливайтесь на них! Но прочитав и получив заряд позитива, воспринимайте их как призыв к действию.

Нам нужно реализовывать все доброе, прочитанное нами в книгах, на практике в нашей жизни и одновременно приступать к повышению своего интеллектуального и духовного уровня с чтением все новых и новых интересных и умных книг, с общением с все новыми и новыми прекрасными людьми. И, может, на самом главном экзамене, подводя итоги всей нашей жизни, нам поставят-таки «пять»...

Михаил Гречило

Специально для сайта «Молодость НЕ равнодушна!»

pravnet.in.ua



Просьбы о помощи