Вы навсегда полюбите Ветхий Завет

Вы навсегда полюбите Ветхий Завет

Важнейшее проявление духовной жизни христианина — это участие в богослужениях Православной Церкви. Верующие реально много времени проводят в храмах. Храм — это «Дом» Божьего присутствия и человеческой молитвы. А значит, если люди часто бывают здесь, это хорошо. Но «хорошо» — это не отлично. Да, и хорошо-то не на 100%.

При искреннем взгляде на вещи, ответ на вопрос «почему?» условно оформляется в два словосочетания «длинные службы» и «непонятные тексты». Нельзя отрицать, что даже в большие церковные праздники, в торжественной атмосфере величественного богослужения, нам часто бывает некомфортно...

...Праздные мысли, зацикленность на «житейских попечениях», томительность, сонливость, лень, раздражительность и, как следствие, ропот... Это далеко не полный перечень того, что мешает христианину полноценно «общаться с Богом».

...Итак, три основных фактора делают книгу протоиерея Андрея Ткачева «В присутствии Бога» уникальным произведением: 1. автор, будучи священником, открыто признает, что людям тяжело на службах; 2. он исследует и объясняет причины такого положения вещей; 3. дает прекрасные рекомендации, как это исправить.

Богослужебные тексты переполнены Ветхим Заветом: главами из книг и псалмами. В храмах их читают, по-церковному, монотонно, часто невнятно и тихо, а, главное, долго. Нужно быть по-военному дисциплинированным человеком, чтобы, в такой ситуации, удержать внимание «в кулаке», что могут не все.

Данная книга — это не только результат фундаментального знания автором текстологии Ветхого Завета, но и умение эти самые знания ярко и живо преподать. Каждая глава произведения — это отдельная пастырская беседа. Мудрый читатель почувствует «живое» присутствие автора. Уже во время прочтения вы полюбите те книги «Ветхого Завета», о которых здесь говорится. Автор мастерским владением силой слова разбивает «монолитный» стереотип о том, что «Ветхий Завет» — это нечто архаичное, неактуальное и даже «мертвое».

Не могут не понравиться четкие параллели, которые он проводит между древними книгами, Новым Заветом и современной жизнью человека XXI века.

Перед нами — интереснейшее описание важных аспектов, отображенных в псалмах. Словно из прошлого, «предстает» святой царь Давид. Читатель не просто увидит, какой сложный путь от «греховной глубины» до «святой возвышенности» он прошел. Каждый сможет распознать в нем себя, ведь «нет в мире человека, который бы не согрешил». Последствия греха — страшны и мучительны, в первую очередь, в моральном плане. Иуда навсегда вошел в историю, как пример человека, который не выдержал мук совести. Но протоиерей Андрей Ткачев, в своей книге, представляет и другие примеры, скажем, апостолов Петра и Павла, которые «победили грех». Но это было в Новом Завете, когда люди уже знали Христа.

Тем более, уникален образ царя Давида, который жил задолго до Боговоплощения. В данной книге мы увидим массу примеров, когда «ветхий» человек демонстрирует поистине «новозаветные» качества.

Автор акцентирует внимание читателя на тех стихах «Псалтыри», которые каждый из нас может использовать, как «орудия» против искушений, страстей и греха, в целом. Весьма ценны пастырские советы отца Андрея относительно того, как это сделать практически.

Данное произведение, как мне кажется, — это удачная попытка приоткрыть завесу к Тайне отношений в плоскости «Бог — человек — дьявол». Подается мудрый и актуальный анализ «Книги Иова». Все мы сталкиваемся с трудностями и вынуждены терпеть скорби. Автор не пересказывает жизнь этого ветхозаветного праведника. Ее итак знают все. Но он делает подборку факторов (реакции Иова на страшные известия, молитва Богу, ответы друзьям и супруге, внутренние отношения с Богом, его слова в диалоге со Всевышним), которые для каждого из нас смогут стать если не руководством к действию, то, по крайнем мере, примерами для подражания.

Много внимания в книге уделено «друзьям Иова» и анализу их «советов», которые внешне выглядят вполне благопристойно и правильно. Но автор «выворачивает их наизнанку», и, на их же примере, показывает, как не следует утешать, успокаивать и поддерживать.

Также мне показался интересным анализ диалога между Богом и Иовом. Все это весьма полезно для нас, в виду того, что человек подвержен ропоту, протестам, недоумениям, претензиям и амбициям.

В наше секулярное время, когда есть люди, считающие, что царь Соломон — это мифический персонаж, очень актуальна глава произведения «В присутствии Бога», посвященная анализу «Книги Екклесиаста». Ценны параллели, которые автор проводит между древностью и современностью. Он ломает стереотип о том, что Ветхий и Новый Завет — это совершенно разные и диаметрально противоположные «состояния» человека. На примере царя Соломона мы увидим, что это две взаимосвязанные плоскости — земля и небо. Людям, которые «на земле» научились жить правильно, «открывается» новая жизнь. Книга «Екклесиаст» подается, как «Антология» опыта, который дает жизнь по земным материальным законам. Читатель увидит, на что становится похожей жизнь, если ее ограничивать только «землей», не принимая во внимание «небо».

В книге приводятся мудрые аргументы, предостерегающие от зацикленности на материальном. Автор не осуждает, он относится к этому, как проблеме, которая «тянет» человека вниз, и дает пастырские советы, как с этим быть.

Совершенно уникален, на мой взгляд, анализ глав книги «Бытия», в которых рассказывается о принесении Авраамом, в жертву Богу, своего долгожданного и единственного сына — Исаака. Здесь не говорится ничего нового, но мудро обращается внимание читателя на то, что последний или не воспринимал всерьез, или не учитывал, или, быть может, просто не знал...

Книга «В присутствии Бога» рассеивает путаницу, которая возникает в умах верующих при попытке сопоставить Ветхий и Новый Заветы, опровергает заблуждения о том, что после Рождества Христова древняя Библия утратила свое значение. На конкретных примерах автор доказывает, что Новый Завет — это логическое следствие из Ветхого. И дело не в том, что после Нагорной проповеди Спасителя заповеди, данные Моисею на горе Синай, утратили смысл. Наоборот, теперь на них следует смотреть шире и глубже. Что имеется в виду? — советую прочесть в этой книге.

Язык произведения — простой, интересный и образный. По всей видимости, автор, много думал, прежде чем написать. Материал легко усваивается. Многие места запоминаются наизусть. И это при том, что в книге поднимаются достаточно сложные темы, а священник свободно говорит о том, о чем многие избегают говорить.

Рекомендую к прочтению данную книгу, как увлекательный экскурс в «Ветхий Завет», как сборник рекомендаций по облегчению собственного восприятия богослужебных текстов, и как интереснейшее чтиво, «возносящее» человека над бренной обыденностью.

Александр Андрущенко

Приобрести книгу можно здесь



Просьбы о помощи