Антология «чужих» ошибок, на которых следует учиться.

Антология «чужих» ошибок, на которых следует учиться.

Во время прочтения книги «Современный патерик» Майи Кучерской вспомнился тезис, который однажды на уроке «Практического руководства для пастырей» сказал преподаватель Киевской духовной семинарии: «Стены священнического дома, образно говоря, стеклянные. Народ все видит, так что следует быть осторожными в словах и поступках».

Вообще, это произведение, рассказывающее о монахах, священниках, семинаристах и простых верующих, вызывает противоречивое отношение. Но, по-моему, дело не в том, что она написана предвзято, с целью обличить, «уколоть» или «вынести сор из избы». Так может показаться лишь на первый взгляд.

Все, с одной стороны, глубже, а с другой — проще. Поступки, которые совершают в Церкви, как миряне, так и священники с архиереями, не проходят бесследно. В мире действует принцип: «Все тайное становится явным». Человек все видит, понимает и чувствует. Никто из нас не сможет прожить в этом мире безгрешно, потому что «нет человека, который бы не согрешил».

Данная книга правдиво и грамотно отвечает на вопрос «Что же делать?». Единственный способ сохранить достоинство, это настроиться на то, что за все в жизни придется отвечать. Важно уметь признать свои ошибки — а с этим, к сожалению, у нас часто возникают трудности. Так что, в какой-то степени, книга — о каждом человеке, который пришел в Церковь. Интересно читать о случаях, показывающих, как много путей «ведут» к Богу.

Подлинные имена героев и хронология событий не важны, потому что Майя Кучерская не пытается кого-то «вывести на чистую воду», или, наоборот, «прославить». С другой стороны, по словам автора, все герои и истории — реальны.

Учитывая, что «лучше учиться на чужих ошибках», данное произведение имеет важное марально-психологическое и житейское значение. «Современный патерик» вполне можно назвать «коллекцией» всевозможных ошибок.

Читатель увидит много крайностей, в которые впадает человек. Не всегда от злого умысла, а, чаще, из-за отсутствия мудрого духовного руководства. Нам покажут немало случаев, когда непродуманные советы молодых священников приводили к трагедиям. Но, в основном, это происходило от неправильного отношения к этим самым советам. В книге представлены коллизии, которые случаются в жизни пастырей, описываются трудности, с которыми они сталкиваются. Хотим мы этого, или нет, но это происходило и происходит.

Книга предостерегает! В ней говорится о том, что человек вправе сам принимать окончательные решения, касающиеся важных жизненных «шагов». Господь каждого наделил свободной волей, а характерной чертой церковного «Послушания» является добровольность и обоюдное согласие.

«Современный патерик» — для трезвомыслящих, адекватных, справедливых и думающих людей. Без этих качеств полноценная духовная жизнь невозможна, а «стремление» к святости может привести к фанатизму. Читатель увидит примеры, когда «зацыкленность на своих мнимых превосходствах» заводила замечательных людей в «непроходимые дебри» комплексов, страстей и пороков.

В некоторых главах автор описывает совершенно абсурдные ситуации. Да, духовная жизнь — реально сложна, но уж абсурд точно виден невооруженным глазом. В связи с этим, можно сказать, что книга о заблуждениях и психологических «причинах», мешающих отличить «пшеницу от плевел».

Книга поможет читателям обойти абсурд, или, в крайнем случае, настроиться на то, чтобы вытеснить его из жизни.

Здесь, к месту задать вопрос касательно одного описанного случая. Он, не раскрывая сюжет, лишь намекает на смысл: «Зачем, спрашивается, обвязывать себя веригами из ржавых гвоздей, чтобы потом попасть в больницу с обширным заражением крови?».

«Труднопонимаемые» и «алогичные» случаи, описанные в книге, показывают, насколько извращенным может быть мышление человека, и какими коварными бывают заблуждения. Автор поднимает важную проблему — ведь люди, подобные «юноше с гвоздями», на сто процентов уверены, что такими «подвигами» подражают Христу и святым.

«Современный патерик» полезен и тем, что рассказывает о личностях, поведение которых сегодня могут «рассмотреть» и понять далеко не все. В истории многие из них были прославлены Церковью в лике святых, а верующие их почитают, как «юродивых Христа ради». Читатель будет поражен тем, какими словами, знаками, жестами и поступками «инакомыслящие» герои книги пытались сообщить окружающим «волю Божью». В произведении немало жизненных примеров, свидетельствующих о силе веры и молитвы; также утверждается мысль о важности благословения, как «родительского», так и «священнического».

Отдельное внимание уделено «старчеству», в положительном значении этого слова.

Эта книга о семьях, которые «создавались», «разбивались и склеивались» или «распадались» навсегда. Досадно читать о «несовместимости» характеров, которая, нередко, «всплывает» только после заключения брака. Есть в книге и откровенные трагедии, к примеру, как священник, от которого ушла «матушка», стал монахом. Но она узнала об этом лишь, когда вернулась к нему. Многие рассказы очень «цепляют». Автор не скупится на реалистичность подачи. В книге много «боли», но не истеричной, а, скорее, «переживаемой глубоко внутри». В отдельные моменты это передается читателю.

Вообще, книга контрастна в плане настроения. Все зависит от историй: где-то смешно, где-то очень смешно, где-то стыдно (от осознания, что и мы так поступаем), где-то непонятно (как такое вообще возможно!), где-то спокойно и оптимистично, а где-то и грустно.

При этом, произведение позитивно, потому что в нем есть жизнеутверждающая идея: «Пока мы живы, все можно исправить. Первый шаг к исправлению — подумать об этом, а второй — поговорить....». Вот автор и «говорит» с читателем «мыслями и словами», «жизненными примерами», «трагедиями и комедиями», «взлетами и падениями», «радостями и печалями» своих персонажей.

Подача материала интересна своей «педагогичностью». Акценты в рассказах расставлены таким образом, что сделать неправильные выводы просто невозможно.

Книга полна искренности, мудрости и здравого смысла. А еще она — глубокая, за счет того, что повествование ведется «от простого к сложному». Да и рассказы здесь самых разных размеров: где-то мудрая мысль помещается в одном предложении, где-то — в абзаце, а где-то сложнейший и, даже захватывающий сюжет «развивается» на десятках страниц. В книге много контраста — разного и во всем, так что читается она — на одном дыхании. Язык изложения прост и интересен — практически все запоминается наизусть.

Рекомендую к прочтению, как «мини-путеводитель» по жизни, искреннюю и мудрую, «беседу» о проблемах, а также, как «пособие» по работе над ошибками.

Главная цель любого патерика — на примере конкретных людей и их жизней показать, «что такое — Хорошо, и что такое — Плохо». Не стал исключением и «Современный патерик»...

Александр Андрущенко

Приобрести книгу можно здесь


«Комплексный обед»
По мотивам «Современный патерик»




Просьбы о помощи