Когда человек умирает, он, бывает, просветлённо говорит: «Всё хорошо»…

Когда человек умирает, он, бывает, просветлённо говорит: «Всё хорошо»…

Андрей Владимирович Гнездилов основал первый в России хоспис, и уже 22 года работает в нём. Хотя в научных кругах бытует мнение, что больше 7 лет на такой работе задерживаться нельзя. Во избежание жестокого эмоционального выгорания.

— Вопрос где-то даже провокационный: Вы много лет проработали в хосписе — был хоть раз случай, когда человек попал в хоспис с безнадёжным диагнозом и всё же вышел оттуда?

— Были случаи. Но мы их списывали на ошибку в диагностике. Биопсию не в том месте взяли, врач поставил диагноз «рак» — а у больного нет рака...

Но я слышал о нескольких случаях — а не бывает дыма без огня — когда люди могли победить рак, резко изменив свой образ жизни, мышления. Человеческая воля — это великая сила. И если человеку нужно жить — он живёт несмотря ни на что. У Эдгара По есть прекрасный рассказ «Лигейя». Там приводятся слова Джозефа Гленвилля, епископа Верламского, который говорил так: «Тут воля, которая не умирает. Сам Бог не есть ли единая светящаяся воля? Человек бы не уступил ни ангелам, ни самой смерти, если бы не слабость его воли». И вот случай в подтверждение. Одна моя знакомая медсестра заболела раком. Причём причина заболевания была довольно банальной: муж пил, и однажды, будучи пьяным, погнался за ней с ножом. Почти догнав, ударил жену в промежность ногой. Через два месяца на этом месте начала расти опухоль. Когда она пришла к врачу, ей сказали — срочно на операцию! Но женщина не могла перешагнуть порог онкологической клиники — такой ужас её охватывал. Она обратилась ко мне, я помог ей преодолеть страх, она легла на операцию. Врачи разрезали и увидели, что там неоперабельный рак. Зашили и выписали. Она поняла, что это конец... Но она сказал себе: у меня 14-летняя дочка, я не могу её оставить одну. Муж алкоголик, она пропадёт. И женщина прожила год, прожила второй...

И вдруг ситуация изменилась. Муж ушёл в загул и пропал. Дочка поступила в техникум. Приехала дальняя родственница и захотела забрать к себе девочку. Всё наладилось. Женщина вздохнула и сказала: «Ну вот, теперь я могу спокойно умереть». И умерла. При вскрытии посмотрели — а опухоли нет, рассосалась. По сути, женщина умерла, не имея на то оснований. Если бы она поставила себе задачу жить дальше — она могла бы прожить ещё.

Хотел бы привести ещё пример, из жития преподобного Серафима Саровского. У его друга и ученика Мотовилова было обнаружено заболевание, если не ошибаюсь, онкологического характера. Он должен был умереть. Святой сказал: «Ты должен жить, ты ещё не выполнил своих жизненных задач». Преподобный поговорил с двоюродной сестрой Мотовилова, своей духовной дочерью. Та согласилась умереть вместо брата. Так и произошло: она умерла, а он выздоровел.

Многие люди, которые умирают, сетуют на судьбу — что они не дожили, не выполнили своего предназначения. Но фактически человек сам выбирает время для своей смерти. Он говорит, что хочет жить, а в подсознании раздвоен; он чувствует, что уже ничего не может сделать, и мысленно подписывает себе приговор.

Ещё случай. Умирает молодой человек лет 36-ти, остаётся жена — прелестная женщина, добрая, отзывчивая, очень привязчивая. После смерти мужа она говорит: «Теперь мне не для чего и не для кого жить». Проходит год, она приходит в хоспис и говорит: «Положите меня, пожалуйста, на ту же постель, на которой умирал мой муж», — и протягивает справку, где написано, что она больна раком. Не желая жить без любимого человека, она стала призывать болезнь. И болезнь пришла. Болезнь приходит, когда её зовут. С одной стороны, она не позволила бы себе суицид, с другой стороны — добилась того, чего хотела — соединиться с любимым человеком.

У нас был один случай, к нам пришёл человек безнадёжный, алкоголик, и сказал: «Я только перезимую, я умирать не собираюсь, переживу вас всех».

Но умерло десять человек на его глазах — и он понял, что не выйдет отсюда.

Он нашёл подкинутого кем-то щенка и стал за ним ухаживать. Это человек, который слова без мата не произносил. И он начал преображаться. Он ходил за щенком, убирал за ним, чтоб он нигде не нагадил и не рассердил сестёр. Когда он умирал, он сказал: «Я прожил жизнь впустую, но я прошу вас — не обижайте собачку, не выгоняйте её. Я в неё столько вложил, это единственное, что я могу оставить миру».

— Я как-то был в доме ветеранов в качестве волонтёра, общался там с одной женщиной. У неё когда-то был муж, две дочери. И я смотрел на неё — беспомощную, лежащую на кровати, и думал — а куда делись все её близкие, почему она тут одна? Почему так происходит?

— Жестокость во взаимоотношениях с людьми иногда вырастает на фоне лучшего житейского благосостояния. Когда личное благополучие становится тем тельцом, которому поклоняются, на которого работают, — тогда дети вырастают неблагодарными. Они привыкли, что им всё, а они ничем родителям не обязаны.

Ведь в нашем обществе, нечего скрывать, есть тенденция — стыдиться больных людей, стариков. Инвалидов куда-то прячут, чтобы они не мозолили глаза. Их помещают в дома престарелых, убирая с глаз долой, из сердца вон. Человек зачастую просто изгоняется из семьи, где не разделяют его страдания, его печали, радости. Стариков помещают в своеобразные резервации, по сути — изолируют. Изоляция стариков — это ужасная вещь.

Да и не только стариков. Я ветеран войны и могу рассказать ужасную вещь: когда отпраздновали победу над Германией, на улицах тогдашнего Ленинграда было полно инвалидов — безруких, безногих, обожжённых. И высокие правительственные чины увидели в этом оскорбление Победы. Многие из этих инвалидов к тому же не смогли адаптироваться к новым условиям жизни и выпивали.

В одну ночь очистили улицы города. Тех, кто не имел близких или не мог сообщить им — всех погрузили на баржу и отправили на Валаам, в бывший монастырь, который приспособили для инвалидов.

Сейчас на Западе начинает прослеживаться другая тенденция: наряду с тем, что усыновляют больных детей, стараются заботиться о них, реабилитировать, то же самое стараются делать и для стариков — оставлять их в семьях, ухаживать за ними.

На примере отношения к смерти можно видеть, насколько более позитивно христианское отношение к жизни. Первое, что мы стали замечать, когда начали работать в хосписе, — что люди верующие умирают гораздо легче, чем те, кто не веровал и в сомнениях проживал эти последние месяцы. Куда же я иду? Что там дальше? Ведь если есть Бог — значит, есть вечная жизнь. Если Бога нет — значит только смерть. Конечно, люди выбирают жизнь и сетуют, что так мало внимания уделяли поискам смысла существования и думали только об удовлетворении своих собственных потребностей.

— Вопрос, которым всегда задаётся человек, когда приходит к вере, — как найти баланс между волей человека и волей Божией?

— Приоритет — воля Божья, конечно. Мне кажется, что, осуждая Господа за те страдания, которые мы переносим, мы забываем о том, что мы — причина этих страданий, то есть мы сами виновны в этом. Заметьте, даже психологи говорят, что если ты заболеваешь, то значит, согрешил, что-то не то сделал.

— Человек чувствует внутреннюю вину?

— Вот именно. Он наказывает себя, терпя те боли, которые возникают. Пытается исправить свою жизнь, как-то воздать тому, кого он обидел. Вообще очень интересно (это не то слово!) поведение людей, которые обречены на смерть и понимают это. Это, прежде всего, чувство вины за то, что они, так сказать, жили не так, как надо.

Я знаю случай, когда мать и дочь страшно ненавидели друг друга, ссорились... И когда вдруг мать заболела онкологическим заболеванием, дочь вдруг почувствовала, что теряет мать. Их отношения вдруг проступили как через прозрачное стекло. Темперамент и ситуации, в которых они оказывались, заставляли их ругаться и жить как кошка с собакой. Но это не было основным в их жизни.

Это был как раз тот случай, когда они очень любили друг друга. Не умея сбрасывать где-то на стороне свои накопившиеся эмоции, они так обращались друг с другом... Когда мама умирала, они обе стали на колени и благодарили Господа за то, что они обрели друг друга, обрели истинные отношения друг с другом. Вот так — восстановление мира между ними стоило смерти одной из них.

— Мы часто упоминаем о нашей славянской духовности, а говорят, что в Америке волонтёрство очень развито. Гораздо сильнее, чем у нас...

— Мне трудно судить, но я могу сказать так. Есть молитва умственная, а есть сердечная. В основе духовности на Западе лежат какие-то умственные, рациональные идеи, а не такой порывистый энтузиазм, который заставляет людей бросаться под танк или на амбразуру. Я не припомню таких случаев описанных, чтобы американец или немец бросился на амбразуру, закрывая своим телом солдат... А у нас это сплошь и рядом, начиная ещё с Первой мировой войны, когда лётчик Нестеров пошёл на таран противника.

— Он, кстати, в Киеве лежит, на Лукьяновском кладбище...

— Вот видите. Способность пожертвовать собой — это великое достоинство человека. Мне кажется, что это как молитва сердечная — более доходчива до Господа... Ведь мы более ценим поступок, который идёт от сердца, а не от ума.

— Вы говорите о способности славян жертвовать, и не только жертвовать, но и верить... То есть это некая богоизбранность?

— Отчасти — да. Тут нечего стыдиться. Заметьте, что никто из народов не живёт в постоянном, хроническом состоянии боли. Славянский народ, единый, перенёс массу страданий, это его особенность. Но эти страдания не унижают, а заставляют гордиться. Потому что правильно трансформированное страдание приводит к обогащению души. Люди, пережившие утрату, глубже, чем те, которые живут в своё удовольствие. Страдание — это один из тяжёлых подвигов, которые несёт человек, но именно оно позволяет покорять пространство любви.

Да, за границей не нарушают так часто правила дорожного движения, и там улыбки... Но эти улыбки — фальшивые, они — для рекламы. Тебя встречает человек с солнечной улыбкой, и тебе кажется, что он так хорошо к тебе относится... Но это — хорошо отлаженная система взаимоотношений, где лицемерные улыбки принимаются за настоящие. Потом, когда оказывается, что ты ничего у него не купишь, он отворачивается и всё. Он забыл уже о тебе. Мне, как психиатру, многое понятно без слов. По невербальным проявлениям можно судить о том, что на душе человека, лицемерит он или нет. Когда человек искренен — даже ругань от сердца идет. И ты понимаешь отношение, а не вводишься в заблуждение этими улыбками, основа которых чисто рассудочная...

— Можете вспомнить несколько случаев, знаковых моментов, когда Вы почувствовали Бога, когда Бог коснулся Вас? Этот момент общения — каким он был?

— Первый раз это было, наверное, когда я тяжело болел. Матушка мне говорит: «Ты помолись». Я говорю: «Кому молиться?» Потом мне стало ещё хуже, у меня перед глазами уже какие-то видения начались. Я стал молиться: «Боженька, помоги мне!» И вдруг я почувствовал облегчение и радость, и я понял, что болезнь оставила меня... Я Бога чувствую, я очень люблю природу, музыку, искусство. Я не стремлюсь достичь каких-то особенных чувств, чувство гармонии само приходит тогда, когда нужно. Выпрашивать это очень сложно. Ты не знаешь, чего просить. Ты думаешь, что если исполнятся твои желания, то тебе станет лучше. А оказывается, что совсем не лучше. Самое главное — доверие к Богу и чувство любви не как чувство даже, а как состояние. Когда ты всех и вся можешь принять, почувствовать, понять и разделить их мысли и чувства. То есть быть в гармонии. Понятие гармонии является «золотым сечением» в моей жизни. Когда всё пропорционально, всё — для всего. Во время молитвы испытываешь, бывает, не состояние экзальтации, а вот тихое сияние лампады как будто. Когда всё ладно, всё хорошо.

Когда человек умирает, он, бывает, просвётленно говорит: «Всё хорошо». Он улыбается настолько искренно, что ты понимаешь, что это не выдумка, а глубочайшее убеждение. Иногда люди, сами страдающие, замечают страдание другого человека, а ведь это очень тяжело — разделить. Или зовут сестричку: «Сестричка, обнимите меня, пожалуйста». Сестричка обнимает, и больной умирает в её объятиях.

Это такое потрясение, когда человек, уходя, как будто оставляет благословение остающимся близким, родственникам. Когда умирает старый человек — оставляет благословение на жизнь своих детей, внуков, друзей. Это очень значимо, такое благословение может перевернуть всю жизнь. Так же, как все боятся проклятий, когда в ненависти человек уходит из жизни, продолжая материться, ругаться, проклинать. ...Оставляйте должником вашим. Возьмите молитву «Отче наш» — она так глубока, что можно до конца жизни размышлять над каждым её словом. Столько всего охватывает — одновременно и смирение, и надежда...

— Иногда можно воспринять как проклятие, если твой отец алкоголик или у него жизнь не получилась...

— Тем большее достоинство, когда ты можешь победить это. Не всегда дети алкоголиков становятся алкоголиками. Часто наоборот — отец пьёт, а дети и в рот не берут. Вообще, нельзя ссылаться только на опыт родителей. Всегда нужно помнить, что ты делаешь выбор в том, что тебе посылается. Сделать душу цивилизованной в духовном плане каждый может.

Меня до слёз пронимает, когда я замечаю межнациональную ненависть, когда пытаются разбить наши народы — Украину, Россию, Беларусь. Это всё — единая Русь, и это оплот славянства в мире. Через него, мне кажется, мир уже получил очень много, и ещё будет получать. Потому что ни одна жертва не исчезает. Способность вести людей — не обязательно с флагом впереди, а скромно неся свой крест, — это многое значит, когда ты доверяешь Богу... Жизнь изменилась бы, если бы все люди поняли, что есть Бог, что иначе не объяснить порядка мироздания.

Мы привыкли думать, что есть Бог и Он нужен для нас. Стоит посмотреть с противоположной точки зрения и понять, что МЫ НУЖНЫ БОГУ. Понять, какая великая ответственность на нас возложена. Мы нужны Богу. Он за нас борется и одновременно даёт нам свободу выбора. Христианство, Православие — это чистейшей воды колодцы, воду из которых должны пить люди...

Беседовал Александр Иваницкий

В книге «Психология и психотерапия потерь» известного петербургского психиатра, психотерапевта и гуманиста А. В. Гнездилова обсуждаются, вопросы психотерапевтической помощи умирающим больным. Автор анализирует ключевые моменты паллиативной медицины: понимание проблем и потребностей неизлечимо больного человека; формирование способности вынести неизбежное страдание; медицинский контроль над симптоматикой терминального состояния, прежде всего — хронического болевого синдрома, принципы комплексной работы с близкими и семьей умирающего; использование различных терапевтических методов и методик.



Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!