Goodbye, Америка?

Goodbye, Америка?

Архимандрит Иоасаф, насельник Ионинского Свято-Троицкого монастыря рассказал о своём десятидневном путешествии за океан.

— Нам долго внушали, особенно во времена СССР, что Америка — это «империя зла», в которой покланяются золотому тельцу, доллару.

С другой стороны, звучат голоса, что в США трудолюбивый человек может максимально реализоваться, раскрыть свои способности. А какой Вы увидели Америку?

О. Иоасаф: Начать свои впечатления об этой стране хотелось бы простыми словами — Америка, она разная. Давайте вместе поразмышляем. В Америке искусственное созданное общество, страна в которую приехали люди с разных уголков земного шара за своей «американской мечтой». И каждый приезжий может рассчитывать там только на себя, свои силы, таланты, амбиции. У нас, когда человек приезжает на Украину или в Россию — что о нем говорят? О, понаехали, приперлись, чего в своей стране не сидится?! А в Америке приезжих принимают с радостью. У США совсем другой характер и подходить к ним с нашими мерками — это ошибка. Подходя к ним нашими мерками, мы начинаем судить Америку законами, которыми эта страна не живет.

Хотя когда кто-то ругает эту систему и говорит, что она порочна, что она не способна к выживанию, я всегда говорю — господа, эта система прожила больше, чем Советский Союз!

Когда говорим что в Америке все «Павлики Морозовы» и что главное там «стучать, стучать и стучать» на своего соседа или даже близкого человека... мы снова меряем своими мерками. Потому что для нас это — «стучать», а для них — это такой вид неравнодушия к тому, что происходит рядом. Для них это возможность сохранить себя, и в то же самое время сохранить мир с другими. Для нас это кажется абсурдом.

Прикреплять к Америке негативные ярлыки — это неправильно. Мы обижаем православных священников, епископов-американцев, да и просто людей, которые искренне любят свою страну. Там есть православные — коренные американцы, которые любят свою страну, поверьте, не меньше, чем мы свою. Для них это единственная Родина, Отчизна. Нам отчего-то выгодно думать, что вот это люди, которые эту страну за зеленые продадут. Не так это. Есть архиереи, которые вообще не говорят по-русски, они его не знают. Они уже коренные американцы. И, ругая их страну, мы ведь обижаем этих людей. Так, получается, какие ж мы православные тогда?

Если внимательно посмотреть на Америку, то понятно, почему у СССР было противостояние именно с США, а не с Европой, допустим... Потому что Америка и Советский Союз очень похожи. Человеку постсоветского сознания там очень легко адаптироваться. Это, во-первых, чувство абсолютной, стопроцентной защищенности государством. Люди не боятся вкладывать деньги в банки — в СССР тоже были сберегательные кассы, куда люди несли свои сбережения. То есть люди доверяют системе. Мы после развала СССР — русские, украинцы, белорусы — перестали доверять системе. Мы стали доверять только себе, то есть мы стали индивидуалистами. А американцы остаются еще в некотором роде коллективистами. Думаю что именно в это время, в этот век, происходит формирование менталитета, корней этой страны, которая столько столетий была попросту странноприимным домом для всех. Хотя, конечно, я не историк, и лишь высказываю свое мнение, впечатление и то, что удалось пережить, общаясь с американцами.

Поскольку я человек военный, то мне всегда интересны люди с позиции защитников Родины, с позиции солдата. После поездки я понял, почему в американской армии сильное взаимодействие всех родов войск. Когда американцы вместе, они собраны, ими легко управлять, они легко обучаемы. В некотором роде они даже примитивны, но не в негативном смысле этого слова. Говорят, стрелять — стреляют, не стрелять — не стреляют. Но поодиночке они перестают быть бойцами, они теряются.

Мы же вместе — как стадо баранов. Легко можем себя угробить. Зато поодиночке каждый может быть героем, не иносказательно, а по факту. С этим не поспоришь. Я еще пока не знаю, как это связано с менталитетом или национальным сознанием, но такие наблюдения.

Радосте-Скорбященский собор
Сан-Франциско

— То есть стереотип об Америке как империи зла следует зачеркнуть?

О. Иоасаф: Однозначно. Нельзя так однобоко смотреть на целую страну. Коснемся религии. Америка — это многонациональное, многоконфессиональное государство. И выпячивая свою конфессию, ты, таким образом, разжигаешь вражду среди общества, которое создано искусственно. Ну, посудите, если у нас страна с исконной религией — Православие, то мы по праву будем отстаивать свою веру перед сектантами и иноверцами. У них же религий ровно столько, сколько есть в мире, и по большому счету все они уравнены в своих правах. Нельзя забывать об этом. Посреди Сан-Франциско стоит большой храм православный, он виден издалека.

Православные священники ходят по городу только в подрясниках, показывая свою принадлежность к православной церкви. У них это жесткое правило. Но в то же самое время выпячивать свою принадлежность к конфессии — это разжигать межнациональную вражду. Тоже вот такой парадокс. Грубо говоря, ты можешь защищать и охранять свои права, но они кончаются ровно там, где начинаются права другого человека, религии и т. п.

Государство, созданное искусственно, должно себя как-то защищать. Иначе оно распадется. И в Америке разработана очень мощная правовая база, пожалуй, на все случаи жизни (с чего мы нередко смеемся), но это и есть то общее, что объединяет разрозненных по многим признакам людей в единый организм — государство.

Я не защищаю Америку, сам характер жизни в Америке мне чужд. В этом обществе есть проповедь греха, но давайте объективно посмотрим — где впервые узаконили гомосексуальные браки? Не в Америке, в Европе.

Где началось падение нравов? Сексуальная революция? Где впервые заговорили о клонировании — та же самая овечка Долли, где это произошло? Это было в Англии.

Мы же учили начертательную геометрию — со всех сторон нужно смотреть на предмет, не однобоко и не плоско...

Только во Христе спасение, только в Православной Церкви. И она в Америке как раз есть. Я разговаривал с коренными американцами, они говорят, что число прихожан в православной церкви растет — есть четкая тенденция к увеличению. Потому что все религии себя некоторым образом изжили, не оправдали. Еще о. Андрей Кураев говорил о том, что когда религия подстраивается под человека, то он развращается. Когда же религия подтягивает человека, пытаясь показать ему всю возможную высоту, на которую тот может подняться — то эта религия спасает человека. И, несмотря на сложность, «неудобность», она притягивает к себе, являясь тем незыблемым, вечным, фундаментальным, тем чего в наше люди ищут и то чего им не хватает.

— Как долго Вы были в Америке, в каких городах жили?

О. Иоасаф: Поездка длилась 10 дней. Были в Сан-Франциско, это было основное наше местопребывание с Владыкой Ионой. Летали в Лос-Анджелес, были на озере Тахо. Проезжали другие городки, немного попутешествовали. Останавливались в гостиницах, в монастырях.

В Сан-Франциско много общались с духовенством, там священники глубоко нравственные, моральные люди. Я иногда даже завидовал — мы здесь живем среди святынь, а ведем себя неподобающе. Эти люди на передовой, потому что они по-настоящему служат Богу в многоконфессиональном государстве.

— Какие впечатления от путешествия по США?

О. Иоасаф: Хочу поделиться такими простыми путевыми и даже бытовыми впечатлениями. Украинцы так гнались за Западом, что не заметили, как всех перегнали. Я оценил уровень сервиса, обслуживания в США — у нас он выше, чем в Америке. Там никто на заправке не выйдет тебе залить бензин — выходи и заливай. В кафе и столовых гораздо грязнее, чем у нас, проще.

Америка-страна без глубоких культурных корней, в том числе и без гастрономической культуры. Конечно, есть итальянская кухня и другие, собственно как во всем мире. Но вот, на чем выросла Америка, это фаст фуд. Это логично — Америка была страной, где делались деньги, там ритм жизни и приоритеты иные, нежели в Европе. Там даже когда в ресторане сидишь — то чувствуешь себя как в общепите, поесть и скорее бежать по делам.

Есть и очень приятные стороны — когда тебе всегда улыбаются, к тебе всегда вежливы. Везде пишут, что это наигранные улыбки, за которыми бездна равнодушия. Не хочу судить, я с этим не сталкивался, не знаю.

Ещё эта нация очень любит путешествовать, очень любит здоровый образ жизни. Много пикапов, больших машин. Потому что люди любят путешествовать всей семьёй. Дух авантюризма у них остается в крови, видимо, от предков, от родителей. Они очень любят выезжать на уикенды, и за городом образуются пробки из «домов на колесах». На выходные там организовываются целые палаточные городки, люди приезжают и живут в палатках. Люди ведут здоровый образ жизни, все бегают, катаются на роликах, велосипедах, плавают...

Отношение к одежде намного проще, чем у нас. С одной стороны это хорошо, а с другой — как-то непривычно. Все очень однотипно одеваются, безлико, по сравнению с нашими людьми.

Если это молодой человек, то это шорты ниже колен, футболка тоже ниже колен, блайзер. Если это девушка, то лосины или шорты облегающие, футболка. Все. И здесь я хочу сделать реверанс нашим людям, потому что наши люди одеваются намного более творчески и более красиво. Все-таки для нас одежда — это не только «удобно», но это еще и способ выразить себя, как ни крути, но с детства нас учат, что встречают по одежке.

В Америке любят считать каждую копейку. У нас, бывает, в кафе заходишь и бесплатно вай-фай. В Америке не везде есть вай-фай. В некоторых кафе он платный. Бывает там, что первые полчаса бесплатно, а потом платно. У нас многое «на шару», и это нужно ценить, мы разбалованы изрядно, и все нам мало, все нам плохо.

— Молодой журналист Михаил Ткач на 1+1 сделал серию сюжетов, критикующих Украинскую православную церковь. О Митрополите Павле и т. д. В конкурсе на журналистское расследование, которое организовало американское посольство, победили именно работы этого журналиста.

Он был награждён ценным призом и 10-дневной поездкой в США.

Некоторые смотрят на это как на враждебность США к Православию, желание подорвать нравственные устои здесь, в Украине. Случайно или не случайно, как Вы думаете, что серия этих антицерковных материалов заняла 1-ое место в американском конкурсе?

О. Иоасаф: Я не могу сказать, случайно или не случайно. Я могу сказать, что профессионализм журналиста заключается сейчас в том, чтобы больше смотрели его репортажи. А что нужно сделать для этого? Больше грязи, насилия и скандалов. Отсюда вывод: кто красивее и вкуснее покажет всю грязь — тот и победил. К слову сказать, эта тенденции как раз американской журналистики.

И здесь я хочу сделать выпад в сторону нас, украинцев. Для Америки такое отношение нормально и даже простительно, как для страны с «короткой», неукорененной культурой, в основе которой — рыночные отношения. Но для Украины, в которой главным культурообразующим фактором является христианство, обливать грязью собственную мать или отца — а православная церковь это наша мать — является позором. Это поведение Иуды.

Когда мы говорим о человеке, который избивает свою мать или обвиняет ее в том, что она его неправильно воспитывала, то вспоминаем заповедь — «чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Если у наших родителей есть недостатки, Господь знает их, и все равно говорит почитать. Вспомним Ноя. Неважно, что он был пьян и был не в себе, но Хам — один из его сыновей, осмеял своего отца. Фактически, он правильно сделал. Отец напился, а он взял его и осмеял. Но другие дети сделали по-другому: они подошли и укрыли его, не видя наготы отца. По-другому поступает наше телевидение.

Когда у американцев ТАКОЕ — можно понять и даже в какой-то мере оправдать. Позволю себе такое сравнение. Американцы, как нация, как детдомовские дети, без глубокого родительского воспитания. Подчеркну, что говорю я это об американцах как о нации, обществе искусственно созданном, то о чем мы говорили ранее. Мы же выросли в семье, многовековом роде с глубокими христианскими корнями. А поступаем сейчас, как Хамы. Помните есть притча, я забыл детали, но суть такова. Что было две девочки: одна росла у благочестивой матери, а другая воспитывалась блудницей. Когда они вырастут, чье падение станет страшнее и будет судиться боле строгим судом? Конечно, той, которая росла окруженная благочестием. Так что же хуже и где империя зла — в Америке или здесь, у нас?

— Мой знакомый недавно прилетел из Америки, и очень хочет снова туда вернуться — настолько там захватывающий, энергичный ритм жизни....

О. Иоасаф: Каждый что хочет, то и видит. Я этого не заметил. Я настолько углублен в нашу культуру, в православие, и у меня нет никакого желания туда возвращаться. Но я не хочу никого осуждать. Я просто очень привязан к нашей стране и ее культуре. Возможно, он там увидел то, что искал. Америка как мешок с подарками — каждый имеет шанс вытянуть то, что пожелает. Мне же лучше здесь.

— Батюшка, там есть православная молодежь?

О. Иоасаф: Да, есть, конечно. Есть молодежь с горящими глазами... Но тут нужно понять, какой путь нужно пройти там молодому человеку, чтобы прийти ко Христу. Мы только родились, нас уже отнесли в церковь, окрестили. Им же нужно родиться и своими мозгами дойти до этого, а потом еще и ножками прийти в церковь, которая не факт, что будет в десяти минутах ходьбы от дома, как это у нас часто бывает. Кому больше труда — тому больше и венцов.

— В последнее время смотрю много американских фильмов, и в них звучит идея Судного дня, Апокалипсиса...

О. Иоасаф: По этому поводу существует много мнений. Приведу мнение нашего психолога Анны Лелик. В одной из ее статей она поднимала эту тему. Мы знаем, что место американского континента — это место зарождения бурь и ураганов. Они там были всегда, это не особенность нашего века. Так вот у людей, которые живут там, есть это ощущение постоянной опасности. Прибавьте к этому тот факт, что дерево без корней всегда боится упасть. Вот эта боязнь. Когда человек оторван от корней, он живет в несознательной тревоге. И чтобы эта тревога не была мучительной, то люди начинают примитивно визуализировать свои страхи. Вот мы и имеем фильмы о конце света, литературу, искусство, пропитанное апокалипсическими настроениями. Тут сплошная психология. У нас же есть, повторюсь в который раз, наша вера, вера наших предков, которая, хотим мы того или нет, дает нам ощущение корней. В заключение нашей беседы скажу, что Америка это в каком-то роде, словно иная планета. Есть ли смысл ругать ее только потому, что она иная? Как не вспомнить тут замечательного американского писателя Рэя Брэдбери с его «марсианскими хрониками». Просто нужно всем сердцем любить свою Родину, но в то же время и уважать тех людей, которые любят свою.

Беседовал Александр Иваницкий



Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!