Новости

Украинские Шиндлеры: во время Холокоста украинцы, рискуя жизнью, спасли тысячи евреев

Украинские Шиндлеры: во время Холокоста украинцы, рискуя жизнью, спасли тысячи евреев

02 февраля 2020

Над Аушвицем не летают птицы. Они кружат вокруг, но у ограды их будто тормозит и разворачивает неведомая сила. 75 лет прошло после освобождения нацистского лагеря смерти, тем не менее до сих пор не получается осознать зверства, на которые способен человек по отношению к другому человеку.

 

К счастью, во мраке Холокоста тоже зажигались звезды. Среди жестокости, предательств и равнодушия находились те, кто спасал других людей, рискуя собственной жизнью.

Во время Второй мировой войны на территории Украины было уничтожено полтора миллиона евреев. Вместе с тем огромное количество евреев было спасено украинцами. Официально в нашей стране более двух с половиной тысяч «Праведников народов мира» (это звание израильский комитет Яд Вашем дает после предоставления доказательств и показаний свидетелей), что выводит страну на четвертое место в мире по их количеству после Польши, Нидерландов и Франции. Но реально официальная цифра 2634 еле отражает десятую часть собранных Яд Вашем свидетельств об историях спасения евреев украинцами.

В Украине, например, есть единственное в мире село, удостоившееся звания праведника мира. Жители Яруги в Хмельницкой области во время Холокоста основали комитет спасения. Еврейские семьи прикреплялись к украинским, которые в дни облав прятали у себя своих подопечных. Благодаря солидарности украинцев в Яруге не погиб ни один еврей…

Эта страница в истории нашей страны до сих пор малоизвестна. Судя по документам КГБ, доступ к которым СБУ открыла совсем недавно, борьба с памятью о Бабьем Яру и случаях спасения велась беспощадно. И если в западных странах поиск праведников активизировался в 60-х годах, то у нас, по сути, только после развала Союза. А к этому времени многих спасавших и спасенных уже попросту не было в живых. На сегодняшний день в Киеве осталось восемь праведников мира. Большинство из них живут на минимальную пенсию.

В Украине есть свои Шиндлеры, спасшие десятки еврейских жизней. Просто о них пока не сняли художественный фильм

— Одна из историй спасения, которая меня впечатлила, это история Яна Ходоровского, — рассказывает продюсер фильма «Слово Праведника» Маргарита Яковлева. — Во время Второй мировой войны он уберег от смерти 26 евреев. Этому студенту-инженеру из Львова немцы доверили подбор людей для строительных работ. И он собрал полную бригаду евреев, выдав их за славян. Бригаду Яна отправили на работу в Днепр. Все 26 человек были спасены. После войны Ян стал профессором Варшавской политехники. В прошлом году именем Яна Ходоровского назвали улицу в Днепре — недалеко от места, где немцы расстреливали евреев.

Да он просто «украинский Шиндлер».

— Причем не единственный! Нина Гудкова спасла 12 еврейских детей. Она работала врачом в детской больнице на Печерске в Киеве. Когда немцы прорвали фронт под Киевом, началась массовая эвакуация и в этой панике терялись дети. Больницу на углу улиц Лабораторной и Предславинской переделали в детдом, и Нина Гудкова стала его директором. К ней попадали дети разных национальностей, в том числе еврейские. Девочкам Гудкова меняла документы, а мальчиков, которые были обрезаны и подмена документов их не уберегала, просто прятала. Гудковой удалось так поставить работу в детдоме, что никто из персонала не выдал ее секрет.

Еще одним «украинским Шиндлером», который спас на территории одесской психбольницы около 300 евреев, заинтересовался «оскароносный» Стивен Спилберг. В 1998 году режиссер приезжал в Одессу, чтобы узнать о гражданском подвиге Евгения Шевалева и его сыновей, которым удалось под носом у румын и немцев укрывать столько евреев. Во время Второй мировой войны были убиты все пациенты психлечебниц в Виннице, Могилеве и Минске. Среди подопечных Евгения Шевалева от насильственной смерти не умер никто.

— К началу румынской оккупации 1941 года в одесской психиатрической больнице находилось примерно 600 пациентов, и половина из них — евреи, — рассказывает соавтор исследования о Шевалеве одесситка Вероника Лукьянова. — Вскоре в одном из отделений больницы обосновалась румынская тайная полиция — сигуранца.

Район Слободка, где располагалась клиника, при румынах был превращен в еврейское гетто. Туда со всего города принудительно сгоняли евреев. Здесь же их распределяли по лагерям, иных расстреливали. Врач Евгений Шевалев добровольно принял на себя руководство больницей, издав распоряжение: на всех сотрудников-евреев оформить истории болезни, изменить имена и разместить в отделениях с «легкими» диагнозами. Пациентам тоже переписали документы. Кроме того, если кто-то из евреев извне искал убежище, ему тоже не отказывали. Шевалеву удалось убедить румын не трогать своих пациентов. А когда с проверками заходили немцы, он на хорошем немецком языке предлагал им самим проверить палаты, но предупреждал, что среди пациентов есть больные тифом и малярией. Эти слова всегда отпугивали немцев.

Сложности добавляли холод, голод и отсутствие медикаментов. Был период, когда во всей больнице отапливалось только одно помещение и греться приходилось по очереди. Сыновья главврача Андрей и Владимир ходили по одесским базарам и окрестным селам, выменивая одежду умерших на еду или выпрашивая продукты. Медсестры носили воду за два километра. И ни один (!) из 67 сотрудников не донес оккупантам на «фальсификации» Шевалева. «Признание святости жизни — это первоисточник морали», — говорил доктор. Евгений Шевалев умер в 1946 году. В 2001-м и ему, и его сыну Андрею присвоили звание «Праведник народов мира».

«Я не чувствовала опасности и была сосредоточена на противостоянии немцам»

Тот, кто спасает одну жизнь, спасает все человечество. И, бывает, меняет этим поступком не только судьбу спасенного, но и свою. Украинка Нина Богорад, как и все праведники мира, утверждает, что не видит в своем поступке ничего героического, лишь нормальное поведение человека. В 1942 году в двери ее хаты в селе Лебединцы Житомирской области постучал еврейский юноша, попросив переночевать. Но остался не на ночь, а навсегда…

— Мне было 18 лет, я не чувствовала опасности и была сосредоточена на противостоянии немцам, — рассказывает 95-летняя Нина Богорад. — Мой отец был из бедной семьи, но он женился на дочери старосты села, так что детство у меня было небедное. Когда начали создаваться колхозы, отец стал председателем колхоза в нашем селе. Меня воспитали как патриотку своей страны, и когда меня с двоюродной сестрой забрали на работу в Германию, я твердо решила бежать. В лесу, через который нас повели немцы, я отпросилась по малым делам и убежала. Несколько дней ночевала на улице, а потом вернулась в родной дом. И затаилась.

Однажды вечером в дом постучали. Я спряталась на печи, а мама открыла незнакомцу. Он зашел и спросил: «Где ваша Нина»? Мама ответила, что на работах в Германии. «А я слышал, что она сбежала!» — сказал незнакомец. Парень попросился переночевать на сеновале, но ночью у него начались эпилептические приступы. Мы решили вызвать фельдшера, и тут услышали: «Не делайте этого, ведь я еврей…» С той минуты мы приняли решение оставить его у себя и вылечить.

Нина и Ян познакомились в 1942 году, когда в двери хаты в селе Лебединцы Житомирской области, где жила семья Нины, постучал еврейский юноша и попросился переночевать

— Кем оказался этот человек и что с ним было до того, как он к вам попал?

— С первых же дней войны Ян Богорад воевал, в августе 1941-го был ранен в голову, ноги и то, на чем сидят. Он лежал в госпитале в беспамятстве. Госпиталь вскоре оказался на оккупированной территории. Немцы затребовали данные о воинах-военнопленных, но медсестра, спасибо ей, уничтожила документы Богорада о том, что он еврей.

А украинцев в начале войны еще могли выпустить для сельхозработ по месту проживания. Немцам нужна была рабочая сила. Они и колхозы не уничтожали, просто урожай, собранный украинцами, отправляли поездами в Германию.

Ян очутился в знаменитой «Уманской яме», откуда пленных выпускали по спискам, составленным полицаями. Хорошо зная украинский язык и географию сел Житомирской области, он записался в несколько списков под разными фамилиями с указанием разных адресов. И вот по одному из списков, куда он записал себя как Иван Христюк, ему повезло… Его выпустили! Правда, ненадолго. Не успел он дойти до «родного села», как его снова схватили и отправили работать в Германию. И снова он боролся и на одной из станций сумел бежать.

Станция находилась как раз напротив нашего села. По дороге Ян, который к тому времени уже представлялся всем как Иван, встретил нашего односельчанина и спросил, где бы ему укрыться. Ему рассказали, что на краю села живут добрые и смелые люди. Вон, мол, у них даже Нина недавно от немцев убежала! Услышав это, он направился к нам.

«Меня выручали ультраправославная физиономия и нееврейская храбрость», — писал Ян"

— Получается, из плена ему удалось выбраться благодаря знанию географии и украинского языка?

— После войны Ян вспоминал: «Мне в некотором смысле везло. Меня выручали ультраправославная физиономия и нееврейская храбрость». Он был образованным, умным, начитанным парнем, легко сходился с людьми. А еще ничего не боялся, кроме одного: как бы в приступе эпилепсии, которая появилась у него после ранений и контузии, не проговориться, что он еврей. Еще боялся за тех, кто ему помогает, за нашу семью. Осенью 1941 года несколько сотен евреев из соседнего села расстреляли, и Ян это прекрасно знал. У нас он спал только на сеновале. А как только подлечился, устроился пастухом и старался время от времени ночевать в других домах. Когда пас коров, любил громко петь арии. Вскоре о храбрости Ивана Пастуха стали ходить легенды, так как он организовал партизанский отряд и стал активно сопротивляться немцам…

После войны Нина и Ян Богорад переехали в Киев, а в 1948 году они расписались

— Стал партизаном? А чем именно занимался?

— В мае 1942 года он организовал ребят из нашего и соседних сел. Сначала они просто слушали подпольное советское радио и передавали услышанную информацию в селах — писали по ночам листовки и распространяли их. Призывали в своих листовках не ехать на работы в Германию, сопротивляться. Затем отряд Ивана Пастуха перешел к подпольным боевым действиям. Пускали под откос немецкие поезда с боеприпасами, выводили из строя линии связи, отнимали у немцев и полицаев оружие, карали предателей. Всего отряд подорвал девять паровозов, разбил 106 вагонов, взорвал два железнодорожных моста, уничтожил более шестисот немецких солдат и офицеров.

Это была небольшая группа, слава которой росла не по дням, а по часам. Боевые действия неуловимого отряда Пастуха обеспокоили оккупантов, и началась охота. Кто-то нас предал, и в апреле 1943-го немцам удалось поймать четверых партизан и заточить их в казарму. Ян, конечно же, отправился их освобождать. Пробрались к казарме, стали бросать по охране гранатами, пока несколько ребят освобождали арестованных. И тут произошло непредвиденное — в казармы приехал комендант. Его застрелили, но в это время часовой поднял тревогу, и началась стрельба. Одна из пуль разорвала Ивану правую руку. Всего за время войны он был ранен 16 раз.

У них была землянка в лесу, где ребята прятались. Однажды немцы окружили эту землянку, и несколько партизан остались, чтобы задержать врагов, пока другие убегут. Там и погибли…

— Вы тоже помогали Яну или он оберегал вас от опасности?

— Я тоже была партизанкой, разведчицей. Помогала, как умела. Носила между селами оружие. Играла возлюбленную Яна, когда он ездил на тайное собрание сопротивления в другой город. Оказалось, он был в меня влюблен. И уже после войны спросил: «Станешь моей женой?» Я ответила, что стану. А он: «Но ведь я еврей»? Я: «Ну и что?» Он тогда очень обрадовался, и мы стали жить вместе, переехали в Киев, а расписались в 1948 году — до этого Ян лечил свои ранения. После войны он стал журналистом — работал в «Правде Украины» и «Радянській Україні». Но этого ему было мало, и он стал отвечать на тревожные письма читателей. Ездил в командировки, писал фельетоны, помогал людям с инвалидностью. На почве помощи людям сдружился с писателем Виктором Некрасовым. Мы поддерживали Витю и в самые трудные времена, когда Некрасов попал в немилость из-за того, что произнес речь на стихийном митинге в Бабьем Яру. В какой-то момент он принял решение эмигрировать, и мы условились оборвать связь. Обет молчания он нарушил лишь однажды, когда в 1984 году Яна не стало. Он прислал телеграмму: «Нинка, реву целый день. Вика».

Писатель Виктор Некрасов и журналист Ян Богорад. Киев, конец 50-х годов

Когда мне говорят, что я спасла его, то даже не понимаю, о чем речь. Никогда не считала это подвигом. Это скорее он меня спас. Ведь он был такой умный, интересный, с ним моя жизнь изменилась, наполнилась смыслом. У нас с Яном двое детей. И, знаете, они пошли в отца, такие же умные! Раньше он мне снился: будто ложится рядом со мной, смотрит на меня. Скучаю по нему очень…

Источник

Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!