Новости

В страдании нас утешить невозможно. Но Христос — ответ на боль этого мира

В страдании нас утешить невозможно. Но Христос — ответ на боль этого мира

18 апреля 2020

Ни одно слово Христа не вызывало такого непонимания, отторжения и неприятия, как слово о Кресте и Распятии. За шесть дней до Преображения Спаситель пытается рассказать апостолам о том, что Его ждет: страдание, смерть, воскресение. Но ученики только хлопают ресницами и улыбаются виновато.

 

И вдруг до Петра доходит, что все это не притча, это всерьез:

«Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22).

Это крик сочувствия и крепкой любви! Это голос большого сердца!

Но Христос не принимает такой заботы. Он обрывает Петра, и очень резко:

«Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23).

Христиане все постигли и знают все ответы. Ведь богословы нам объяснили, что Христу надо было пострадать, чтобы искупить человечество от греха, проклятия и смерти. Умом мы все понимаем. 

Но сердцем — на стороне Петра, потому что глубоко в душе живет протест: неужели нужно было спасать людей именно таким жутким образом, неужели нельзя было как-то по-другому, иначе, чтобы меньше крови, меньше боли?

Мудрецы и философы нас успокаивают: страдания нужны, они очищают! Ведь боль и страдание пришли в этот мир из-за греха Адама.

Архимандрит Савва (Мажуко)

Но мы обрываем премудрых и разумных: грех Адама? А что это значит? И, если все из-за Адама, то как же это перешло на весь мир и на его потомков, неужели всемогущий Бог не мог остановить разлитие боли во времени и пространстве?

Вопросы, вопросы, бесконечные вопросы! Внушительные тома и целые шкафы написаны, теории изложены стройно и логично, но стоит заболеть близкому, стоит только войти в это жуткое царство боли, и все рассыпается, и мы кричим, как Петр:

— Нет, с моим ребенком такого не будет! Пожалуйста, не говорите такие слова при мне! Он не умрет! Я просто не хочу об этом слышать! Со мной такого никогда не случится!

Но все случается! И страдания не обходят нас стороной! И мы живем, словно кегли в боулинге: сейчас шар пролетел мимо меня, задел и опрокинул соседей, сместил со своих мест ближних, но со мной-то должно обойтись, все обязательно будет хорошо!

И вот в нашу сторону кто-то бросает еще один шар!

Вопрос, на который Бог не дает ответа

Страстная седмица начинается чтением книги Иова. Вот уж кого жизнь не пощадила! Или Бог не пощадил? Ведь в конце концов, главный виновник и нашей жизни и радости, и страдания и смерти только Тот, Кто сочинил наш космос — Автор нашего мира, Творец и Создатель. Иов очень хорошо знал, от Кого он получает и благо, и боль — все от Бога, по Его воле, с Его изволения.

Когда погибли дети, разорен дом и сам Иов покрыт проказой — это так поразило его друзей, что они несколько дней не смели ничего сказать:

«И никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов 2:13).

В настоящем страдании утешить человека нельзя, это невозможно. Перед страданием мы безмолвны, потому что страдание, его смысл, его причины — это тайна, которая не была открыта даже самым мудрым. И все наши слова, все богословские суждения — блекнут, вянут и осыпаются перед самой обычной зубной болью, что уж говорить о большом страдании или потере близкого человека. Наши предки это хорошо понимали, и пусть грамотность прошла мимо них, в самой крови они носили целомудрие боли, стыдливость страдания, которых лишены современные люди, премудрые и разумные.

Жить — больно! И никуда от боли живому не спрятаться!

Боль пугает, проникает «до разделения составов и мозгов», особенно если больно самому близкому и любимому, особенно если больно ребенку и ты ничего, решительно ничего не можешь сделать.

Боль страшнее смерти. Даже самые большие жизнелюбы предпочтут смерть невыносимой боли. И откуда пришла эта напасть? И почему нельзя без этого обойтись? — Нет ответа! Потому что страдание — это самая последняя тайна! Это вопрос, на который Бог не дает ответа.

Страдание безответно.

Страдание — это тайна, которой прилично молчание.

И вот Христос входит в Иерусалим, зная, что Его ждет. Он проповедует, обличает, пророчествует. Но стоит нам только на мгновение поставить себя на Его место, и коленки начнут мелко дрожать. Надо успеть все сказать, нужно подготовить последнюю трапезу — и это все в тени тех последних дней, которые неминуемо наступят, и с каждым днем остается все меньше минут, свободных от боли, и невозможно не пить эту чашу страданий, и нельзя отсрочить этот час, потому что ради него Я и пришел!

За столетия до Голгофы пророк Исаия увидел Христа. Он сказал про Него самое главное: «муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3).

Боговидец Исаия, которого сложно было чем-то удивить, был потрясен той болью, которая ему открылась:

«Но Он изъязвлен был за грехи наши

и мучим за беззакония наши;

наказание мира нашего было на Нем,

и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Почему непременно должно быть больно? Зачем страдать? Зачем страдать Христу, зачем людям, каждому человеку на этой земле — мучиться? Все объяснения, которые я слышал, никуда не годятся. Вот и больному и одинокому Иову на пепелище его жизни никто не смог внятно объяснить — зачем это все было нужно?

Никто, кроме Бога.

Только, если мы вчитаемся в текст книги Иова, мы не найдем никакого объяснения. Нет там никакой богословской концепции страдания, никакой философии боли.

— А что же там есть?

— Есть личная встреча с Богом, после которой Иов все понимает, но то, что он понял — по ту сторону любых слов.

Фрагмент работы Гонсало Карраско. Иов. Холст, масло, 1881

Иов разговаривал с Богом. С великим страдальцем беседовал Тот, Кто добровольно пошел на Крест. У каждого человека есть свой крест боли, и мы несем его не потому, что Христос принял Свой Крест, а Христос взошел на Голгофу, потому что каждый человек, каждое живое существо этого мира проходит через боль.

В страдании невозможно утешение. Мы можем сочувствовать, поддержать, но великие мистики и пророки подлинное утешение получали перед Крестом Христовым. Почему? Это тайна личной истории, тайна Присутствия Христа в самом центре боли этого мира. Для нас это — просто красивые слова. Люди, которые прошли через нечеловеческие страдания, стали свидетелями этого Присутствия. Они говорили об этом почти словами Иова:

«мои глаза, не глаза другого увидят Его» (Иов 19:27).

«Я ведал Христа в своем умирании»

В 1939 году Страстная седмица началась 3 апреля. Благовещение пришлось на Страстную Пятницу, а Пасху ждали 9-го числа. Но в Советской России были закрыты почти все храмы, а во всей Восточной Белоруссии уже несколько лет не было богослужений. Сколько христиан тосковали в те далекие времена по церковной службе, по пасхальным торжествам! Еще труднее было тем, кто томился в ссылках и лагерях без надежды когда-нибудь увидеть храм Божий, услышать чудные песнопения Страстной.

А в далеком Париже русские люди готовились к Пасхе. Роскошные хоры, породистые протодиаконы и седой митрополит Евлогий — живая Русь, живое Православие! Только не было в эти дни в парижском храме отца Сергия Булгакова. Он очень любил эти службы, никогда не пропускал! Но только не сегодня! Потому что никто не спорит со страшным словом «онкология», и именно в Страстной Вторник отцу Сергию делали вторую, самую болезненную операцию.

Отец Сергий выжил и оставил удивительное свидетельство об откровении, которое он пережил во время болезни, он описал его в небольшой работе «Софиология смерти». Несколько недель отец Сергий находился между жизнью и смертью. Его мучила не только невообразимая боль, но и приступы удушья. Он не мог говорить, не мог жаловаться, лежал, словно кулек, жестко стянутый бинтами. По земле уже давно шла Пасха, а для него на долгие бесконечные дни и ночи растянулась безлунная ночь Страстной седмицы.

И вот на самом пределе страдания, когда боль стала такой жуткой, что он почти растворился в ней без остатка, отец Сергий увидел Христа — распятого и умерщвленного. Христос не просто страдал, Он страдал страданьем больного, Он болел болью страдальца:

«Я ведал Христа в своем умирании, мне была ощутима Его близость ко мне, почти телесная, но… как лежащего со мной «изъязвлена и ранена мертвеца». Он мог помочь мне в моем страдании и умирании, только сострадая и умирая со мной» (прот. С. Булгаков. Софиология смерти).

Это бесценное свидетельство! Христос не просто наше утешение и поддержка. Его Присутствие выше и важнее любых правильных слов.

Он не дает ответ о смысле боли и страданья, Он Сам — ответ на боль и страданье этого мира.

Но что бы мы ни сказали об этом великом таинстве, оно останется неуловимым для человеческих слов.

Чашу, которую надлежит нам испить, выпьем.

Крест, который надо донести, донесем.

И однажды все поймем.

Каждый.

В свой час.

На своем кресте.

На своей голгофе.

Архимандрит Савва (Мажуко)
Источник

Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!