Новости

«Когда дочь родилась, мы винили во всем себя». Как мама изменила взгляд на особенности ребенка

«Когда дочь родилась, мы винили во всем себя». Как мама изменила взгляд на особенности ребенка

07 мая 2020

Ирина Бондаренко и ее муж познакомились в иконописной школе. Они были счастливы, родили сына и мечтали о дочери. Маша родилась с особенностями развития — ДЦП, умственная отсталость, порок сердца. Как Ирина приняла и полюбила дочь, не требуя от нее многого, вернулась к работе и научилась радоваться каждому дню

 

То, что со здоровьем дочки не все в порядке, стало ясно ближе к году: девочка явно отставала в развитии. Какое-то время не могли поставить диагноз, потом остановились на ДЦП, поскольку под относительно легко диагностируемые генетические заболевания Машин случай не подходит, а на длительное дорогостоящее обследование родители девочки не решились. 

— Первые годы — тяжелый период, разрушились все возможности для счастья, — вспоминает Ирина. — Мы винили себя, искали, что именно в жизни сделали не так. Мы думали, что это послание нашей семье, вопрос, на который нужно найти ответ. По сути, я и сейчас так думаю. Только ищу ответ совсем по-другому.

Дочка до пяти лет не спала ночью, совсем. А ведь еще нужно было общаться с врачами, искать какие-то пути реабилитации, а тогда еще это было не так просто; нужно было и работать, и хоть как-то обеспечивать жизнь старшему ребенку: водить на кружки, в театр.

Ирина и Маша

Когда Маше было четыре года, стало совсем трудно. У нее были ДЦП и умственная отсталость, порок сердца, из-за которого она год назад перенесла операцию, доброкачественная опухоль правой доли мозжечка, которая опасна для жизни — ее тоже прооперировали. Было непонятно, как реабилитировать Машу. С одной стороны, нужно заниматься ДЦП и ментальными нарушениями, с другой — есть другие диагнозы, исключающие необходимые реабилитационные процедуры. 

— Было ощущение, что мир где-то там, там люди ходят по улицам, общаются, заходят в кафе, а мы здесь со своей проблемой, и что делать, непонятно.

Казалось, что жизнь уже закончилась и теперь ее надо как-то дожить. 

Когда родилась Маша, старшему сыну супругов Бондаренко было 4,5 года. Уход за дочерью забирал все силы, Ирина даже не может вспомнить некоторые моменты из детства мальчика. 

— Он замкнулся в себе. У сына до сих пор осталась обида. Лишь несколько лет назад он начал раскрывать свои чувства, у него накопилось много обвинений, отчаяния и горечи за непрожитое детство. Мы с мужем очень ценим, что он решается нам сказать о том, что это было тяжело и страшно, хотя порой больно это слушать. Сейчас — время говорить об этом. Видно, что в сыне еще много боли. Он проживает тот период, когда эти чувства были недоступны, когда было нельзя вообще себя никак проявлять, а можно было только участвовать в совместной реабилитации Маши, — рассказывает Ирина.

Ирина

Отношения с мужем тогда тоже были непростыми. «Мы выживали, как могли», — заключает она.

«Я хотела вырвать коляску у няни»

Переломный момент наступил, когда Маше было пять лет. Ирина поняла — ей нужно искать няню! Для того, чтобы нормально работать хоть какое-то время. Ирина не прекращала трудиться — писала иконы, но на это оставалось мало времени, поездки в реабилитационные центры занимали весь ее день. И вот, несмотря на свои страхи, на протесты мужа — «чужой человек в семье», она все-таки решилась.

— Это была некая акция отчаяния, — вспоминает Ирина, — потому, наверное, и объявление я дала в интернете. Такой бережно хранимый ребенок, такая драгоценность, и вдруг! Но я очень молилась, чтобы нашелся человек, который нам нужен. И вот пришла наша первая няня. Она у нас осталась на два года, хотя я ее предупредила о том, как будет сложно. Потом выяснилось, что у нее тоже дочка с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом. И когда она узнала, что нужна няня к девочке с ДЦП, ее сердце откликнулось. Главное, что у нас и денег на нее не было: я сразу предупредила, что они появятся, когда она начнет оставаться с дочкой, а я начну зарабатывать. 

Помню, что мне было очень тревожно, я месяц пила успокоительные. Если мы шли с няней по улице и она везла коляску, я боролась с желанием вырвать у нее эту коляску. Надо было бороться и с принципами, что все силы нужно вкладывать только в ребенка, что чужой человек не будет заниматься им так, как родная мать; было огромное чувство вины, что я бросаю Машу. Но в итоге стало легче всем, в том числе — самой Маше, когда я перестала от нее много ожидать. У нее появился свой мир, свое пространство, в котором она стала жить свободнее. У нее даже появились друзья, которых я не знала. 

Маша

К реальности Ирину вернуло рождение младшего сына — как раз через два года после того, как в доме появилась няня. Хотя вопрос «Для чего вам еще ребенок?» задавали все вокруг. 

— Мне было 39 лет, неясно, что с генетикой, — вспоминает Ирина. — Врачи, кроме особенностей Маши, находили множество показаний, что у ребенка будут ментальные генетические проблемы, требовали сделать скрининги. В какой-то момент я бросила бояться — отказалась от всех скринингов и сказала: «Все, хватит. Какой ребенок родится — он наш». 

Ваня

Ваня появился на свет без диагнозов, которые прогнозировали врачи. Но недоношенным — неделю провел на аппарате ИВЛ, два месяца оставался в больнице с тяжелейшей пневмонией. 

— Когда малыш был в реанимации, я подошла к заведующему, чтобы узнать, какие у ребенка перспективы. «Ты видишь, что у меня тут лежит? Человеческий лом», — ответил он. А потом сына перевели на долечивание из реанимации в отделение. Там мне впервые разрешили взять его и даже попробовать покормить, хотя он ел через зонд. И за один день с зонда он перешел на грудь, — говорит мама Вани.

Потом Ирина посещала с Ваней занятия в Центре лечебной педагогики, куда Маша ходила с трех лет. Там же мама посещала группу поддержки родителей и личную психотерапию. 

— Главное, что передали мне специалисты центра — ценность человека как такового, независимо от его способностей, социальных навыков и так далее. Так я начинала понимать, что тоже ценна. И имею право на себя, — рассуждает она.

То, что со старшим сыном воспринималось как само собой разумеющееся, а с дочкой — недостижимой мечтой, с младшим сыном казалось чудом: ребенок может держать голову, повернуться, улыбнуться, поползти, держать игрушки, играть.

Ирина с детьми

— Эти простые вещи вдруг приобрели ценность такого масштаба, что научили меня радоваться по-настоящему. И вот эта радость вошла в мою жизнь и до сих пор ее меняет. Я вообще перестала бояться.

Встроиться в жизнь с особенным ребенком шансов мало, он всегда будет привлекать к себе особое внимание. Но я решила никуда не встраиваться, а просто жить.

Более открытая позиция к миру дает какое-то невероятное количество возможностей. Можно больше не подстраиваться под жизнь, а создавать ее, — объясняет Ирина. 

Сейчас Маше 13 лет, она — подросток со множественными тяжелыми особенностями развития. Она не разговаривает, ходит с поддержкой, не может сама себя обслуживать, ест сама, но при специальных условиях — она не может просто взять печенье и отправить его в рот. Когда она сидит в определенной позе, на определенном стуле, в специальном фартуке и ест из специально отведенной тарелки специальной ложкой — тогда что-то получается.

На прогулке

Рисовать, когда думаешь, что не получится

Ирина окончила Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств. После его окончания поступила в Иконописную школу Московской духовной академии. Этот период совпал со временем неофитства, казалось, что путь у верующего художника только один — писать иконы. В иконописной школе Ирина познакомилась со своим будущим мужем. Хотя во время учебы оба, на волне все того же неофитства, думали, что самое правильное для них — монашеский путь.

Работа Ирины

Когда-то, еще в лицее, Ирина сделала композицию по произведениям Грина — очень личную, где высказалась так, как ей хотелось, и такими художественными средствами, которые в данном случае показались ей наиболее выразительными. Но получила жестокую критику. Раскритиковал работу и преподаватель в изостудии, куда она ходила раньше. Значит, нужно делать, только как говорят, не давая себе права высказаться, — решила тогда Ирина.

 

Рабочее место

Принятие ситуации с дочерью, осознание ценности любого человека привели к тому, что Ирина по-другому стала смотреть на творчество и его значимость. Она словно открыла дверцу, когда-то захлопнутую критикой педагогов. И стала делать то, что ей нравится, а еще решила заниматься творчеством с другими людьми. Сначала с детьми в студии Центра «Мастерская общения», а не так давно — и со взрослыми.

Ирина выучилась арт-терапевтическим техникам в индивидуальной и групповой работе, а затем прошла программу переподготовки по специальности арт-терапевт. 

— Арт-терапия — это не просто рисование, а возможность выразить невыразимое через искусство, это путь к себе, к творческому началу человека, чтобы он мог проживать себя и свои чувства. И мир вокруг себя видеть, ощущать большим и широким, богатым, своим. Я понимаю, как это важно, — объясняет Ирина. 

Она верит в то, что все люди могут рисовать по-разному и здорово. Но видит, как, взрослея, люди боятся. 

Занятие в студии

— Со взрослыми мы не сразу начинаем рисовать, чтобы преодолеть это убеждение — «у меня не получится». Несмотря на то, что я — художник с многолетним стажем, сначала, чтобы нарисовать с детьми каких-нибудь белочку или зайчика, я долго изучала фотографии этих животных, не доверяя себе, что могу без образца, без фотографии нарисовать ребенку на листочке приблизительный образ белочки.

Меня вылечили дети, на первом году работы с ними поняла: я — художник и умею рисовать, — рассказывает арт-терапевт.

Родители приводят детей к Ирине с разными запросами — кому-то просто хочется, чтобы ребенок учился рисовать. Или чтобы смог использовать больше материалов, чем сейчас себе позволяет: например, рисует только фломастерами и карандашами, а красками боится. Чтобы он мог передавать свои чувства через рисунок. В любом случае, вспоминая, как ей когда-то подрезали крылья, Ирина старается быть бережной с каждым учеником, с его внутренним миром. 

Ученики на занятиях используют разные материалы и техники

— У меня занимается мальчик, который совсем не рисовал. Мы начинали постепенно, через игру. Сначала он не хотел рисовать, только иногда мог проводить мелками линии и ставить точки. Потом был период, когда мы с ним просто изучали, как устроены материалы, как с ними можно обходиться. Параллельно еще что-то лили, сыпали, исследовали. Сейчас он начинает брать в руки краски и рисовать ими образы, которые у него есть в душе, но которые до этого он совсем не мог выразить, — рассказывает она.

«Я вернулась в семью»

Возвращение к профессии, преподавание, выход в мир позволили Ирине по-другому посмотреть и на свою семью. Начав уходить из дома на работу, она вернулась к своей семье, к детям, стала лучше понимать их потребности. В том числе Машины.

— Удивительно, но Маша стала со мной более активно контактировать, — рассказывает Ирина Бондаренко. — Когда ей было три года, она о своих потребностях не сообщала. Сейчас она может передавать эмоции звуками, взять за руку, отвести туда, куда ей надо, может показать, чего она хочет. То есть в эмоционально-волевой сфере она резко выросла. Я прихожу к ней вечером, спрашиваю, как прошел день, и она начинает что-то мычать в ответ, рассказывая. Может расплакаться, сообщая тем самым что у нее были какие-то сложности. Или, наоборот, она радуется и тоже звуками сообщает, что ей было хорошо.

Три года потребовалось Ирине, чтобы восстановить отношения со старшим сыном. Сейчас они стали ближе друг к другу. 

— Я вижу, что интересно сыну, пытаюсь сама куда-то его вовлечь. Так как он увлекается рэпом, мы сходили на лекцию Леонида Клейна, где он сравнивал Оксимирона и молодого Маяковского. Хожу с ним на концерты, — говорит она.

Оксана Головко, Сергей Щедрин
Источник

Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!