Новости

"Борзый карась" и его путь к небу

"Борзый карась" и его путь к небу

02 января 2018

Море — не всегда лето, солнце, тёплые камни. Кто-то видел его и совсем другим — необузданным, диким, никому не подвластным. И всё равно горячо его любит и говорит о нём с нежностью. Не морским волком, но «борзым карасём» уходил со службы на корабле этот автор «Отрока». А теперь вспоминает, как пригодились ему в жизни полученные на флоте уроки.

 

«Когда попал в морские пограничники, прыгал от радости»

До того, как пришёл служить на корабль, море я видел один или два раза в жизни. Да и то Азовское. Но всегда много о море читал, а читая, очень хотел его увидеть. Я был так «заражён» морем, что после школы даже попытался поступить в мореходное училище. Но приехал в Херсон, посмотрел на «учебку», и у меня закралось сомнение: будет ли реальность соответствовать тому, о чём я столько читал в книгах. Поэтому тогда просто два дня погулял по Херсону и вернулся домой в Новомосковск, но уже с полной уверенностью, что пойду служить на флот.

Да, в этом решении много было юношеской романтики. Хотелось великих свершений, хотелось увидеть жизнь в бóльшем объёме. Я тогда как раз приходил к вере, и мне не давала покоя мысль, что вся моя жизнь пройдёт по одним и тем же дорогам. Ужасно не хотел прожить свои годы на земле тускло, бледно, ничего не испытав. Да, мы все переживаем какие-то потрясения, скорби, но ощущение жизни приходит только тогда, когда преодолеваешь себя.

Слава Богу, на призывном пункте я попал в морские части пограничных войск. Нам объявили, кто куда зачислен, и назначили сбор на следующее утро. Дома я прыгал от радости. Мама всё удивлялась: откуда у меня столько энтузиазма и восторга, когда на целых два года я ухожу в армию. Но мне было крайне важно попытаться как-то осмыслить свою жизнь, а лучше всего это делать через трудности.

Уже потом среди морских пограничников оказалось много ребят, так сказать, идейных, которые с радостью служили на корабле. Вообще, для моряка слова «он из армии пришёл» звучат как оскорбление. У нас не армия, у нас — служба. И казармы назывались иначе: «рота», потому что казармы у солдат, а мы — моряки. Почему-то моряки всегда чувствовали себя обособленно. А тем более мы, морские пограничники. На весь Советский Союз было всего пять таких бригад: на севере одна, по две на Тихом океане и на Чёрном море. Наша как раз была пятая ОБПСКР — отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей. Но это уже позже в Балаклаве, а сначала предстояла «учебка»...

«Бег, бег и ещё раз бег»

Первым шоком в «учебке» для меня стало то, что я ужасно скучал по дому. Так, что просто хотелось выть. Да это и можно понять: 17 лет ты жил в одном режиме, со своей отдельной комнатой, где в любой момент мог уединиться и закрыться, чтобы никто тебя не трогал. А тут ты в определённом смысле перестаёшь быть личностью. Тогда я вынес один из первых уроков службы на флоте. Звучит он несколько абсурдно, но чтобы почувствовать себя личностью, нужно научиться эту свою личность отодвигать в сторону. Тогда общие интересы становятся намного важнее, чем твои собственные.

Помню, как мы впервые надели форму. Обучение проходило в Анапе: там размещалась единственная на весь Союз учебная часть для всех морских пограничников. Пока ехали в поезде, друг с другом перезнакомились. Когда прибыли на место, нам выдали робу, тельники, пилотки. (На корабле носят не бескозырки, как это в кино показывают, а пилотки или береты.) Мы переоделись и вдруг стали все на одно лицо, как близнецы! Но, тем не менее, надевая форму — не парадную, а обыкновенную рабочую «робу» морскую, я всегда переживал ощущение радости: наконец-то первая часть моей мечты осуществилась...

И началась наша полугодовая «дрессировка»: бег, бег и ещё раз бег. Нас приучали к тому, что на корабле никогда не ходят, но всегда и везде бегают. Просто пройти по лестнице в «учебке» было запрещено: тебя сразу ловил старшина и заставлял несколько раз пробежать все лестничные пролёты сверху донизу.

Мы круглосуточно находились все вместе. Приходилось притираться, всякие возникали сложности. Не только мировоззрение менялось — я полностью пересматривал отношение к жизни. И следующий важный урок, который преподнесла мне служба: что-либо со своей жизнью ты должен делать сам. Не ждать, что близкие, или друзья, или кто-либо иной о тебе побеспокоится, но брать и действовать. Например, хочешь тельник по размеру? — Стань батальером. Батальеры — это те, кто раз в неделю после бани выдавали роте чистую одежду. Естественно, хотя бы себе они могли выбрать форму по размеру, потому что все остальные получали тельники и кальсоны, какие придётся.

Ещё я понял, что если хочешь в своей жизни хотя бы минимальных условий, не говоря уже о чём-то большем, нужно брать инициативу в свои руки. Кстати, как раз на службе я впервые услышал выражение «инициатива наказуема исполнением». И, как показал опыт, инициатива — твоя основная возможность делать то, к чему лежит душа.

Поэтому на многие наряды я вызывался сам. К примеру, шёл дневальным в первую смену. Её никто не любил, потому что дежурство приходилось на ночь. А для меня это было единственное время, когда можно побыть наедине с собой, спокойно почитать, написать письмо или же просто подумать о жизни. Между сном и личным пространством я выбирал личное пространство. И так — во всём.

«Назначаю тебя на ПСКА-512»

Через два месяца — присяга... Ещё спустя четыре месяца — распределение. Я попал в Севастопольскую бригаду сторожевых кораблей, которые в то время стояли в Балаклавской бухте.

Как сейчас помню, привезли нас в Балаклаву очень поздно, часа в три ночи, и начали распределять, кто где будет служить дальше. Была возможность остаться на берегу: там распорядок жизни спокойный, размеренный, регулярные увольнения. Одним словом, удачно можно устроиться. Но я же хотел на корабль! Поэтому у офицера, капитана третьего ранга, сразу попросился на «самый большой корабль». Тот глянул, улыбнулся и сказал: «Назначаю тебя на ПСКА-512».

Пограничный сторожевой катер! Всего 12 человек экипажа... Я прямо обиделся и говорю: «А можно что-нибудь побольше?». Офицер отвечает: «Ты меня ещё потом благодарить будешь». Я не унимаюсь: «В море хочу ходить». — «Поверь, в море ты будешь проводить времени больше всего...» И правда, уже через месяц я так полюбил свой катер, что он для меня стал совсем родным.

Итак, нас распределили. Мы, молодые, носили прозвище «караси». Каждые полгода в армии нас переводили в следующий «разряд». Первые полгода ты «молодой карась», потом «карась», затем «борзый карась». Переход в следующий «разряд» происходил так: старослужащий со всего размаха бьёт ремнём с бляхой, на которой якорь и звёздочка, по мягкому месту так, чтобы на «пятой точке» якорь отпечатался. В первые полгода бьют шесть раз, в год тебя выкидывают за борт (и не важно, что на дворе, например, поздняя осень), а через полтора года бьют восемнадцать раз. А потом в бане мы этими «синими якорями» друг перед дружкой хвастались...

И это тоже стало для меня одним из уроков: окончание или начало в жизни нового этапа часто связано с болью — душевной или даже физической.

Когда попал на корабль — вот уже где была для меня отдушина! Молодого сразу не допускают к обслуживанию техники, потому что корабль — это сложная, очень динамичная машина. Не зря говорят, что уставы (а их у нас было два — общеармейский и корабельный) писаны кровью. Любой крючок, любая металлическая, так сказать, штука на палубе имела своё название и предназначение. И всё это должны были мы выучить. Так что первые 20 дней, помимо того, что выполняли свои корабельные обязанности, по ночам мы учили матчасть.

Вообще, считалось, что «молодому» спать необязательно: для него такая «опция» не предусматривалась в принципе. В кубрике также находиться было запрещено. Моряки спят не на кроватях, а на рундуках, которые расположены в три яруса. И в кубрике у «молодого» было только два состояния: зайти позвать старослужащего или после смены упасть и «отбиться». В таком ритме наша жизнь и проходила.

На корабле я вынес следующий свой жизненный урок: соображай быстро и чётко. И если не хочешь попадать в глупые ситуации, учи матчасть. Например, старослужащий отправляет «молодого» на другой корабль принести жареных шильдиков. Если не знаешь, что такое шильдики, то побежишь их искать. Но шильдики — это металлические таблички над каждой розеткой, показывающие, сколько там вольт и какой амперметраж. Естественно, жарить их никак нельзя, а старослужащие таким образом просто водили «молодого» за нос.

«Я, наверное, просто ещё не всё знаю»

Как и обещал капитан третьего ранга, который направил меня на сторожевой катер, потом я его за это очень благодарил. Мне так нравилось служить, что первые полгода пролетели на одном дыхании. В бригаде таких катеров, как наш, было два, и в море мы ходили больше всего. За лето проходили от Одессы и до Керчи. Следили за большими судами, конвоировали яхты, которые без разрешения выходили в море. Но больше всего ловили браконьеров.

Конечно, были и свои сложности, потому что ты не знаешь ни времени, ни места, когда и куда тебя отправят. Только пришёл в бригаду хоть немного отдохнуть, перевести дух, а тут приказ: заправляйтесь продуктами и всем необходимым и чтобы через два часа были в море...

Нам, морякам, «за вредность» был положен бортпаёк, в который входили колбаса, шоколад, тушёнка и прочее. «Молодые», естественно, этого не получали — всё отбирали «дедушки». Но на корабле ничего не бывает просто так, и «дедовщина», считаю, помогала нам воспитывать в себе смирение: уметь делиться, отдавать, даже если ты этого не хочешь.

И следующий жизненный экзамен я прошёл, когда понял, что у меня есть два пути: или сопротивляться и ломать существующие правила (и тогда, как показывает опыт не только армейский, но и жизненный, скорее ты сломаешь себе шею в прямом или переносном смысле). Или приложить творческий потенциал и силы так, чтобы увидеть в этих правилах смысл (в большинстве своём они продиктованы жизнью и работают железно) и придерживаться их сознательно. Когда понимаешь смысл правил, вкладываешь в них и собственный опыт, то они становятся уже как бы и твоими тоже, органично входят в твою жизнь.

Помню, старослужащие заставляли нас, «молодых», бегать из кубрика по лестнице вверх-вниз, и мне это казалось бессмысленным. Потом, когда полностью изучил матчасть и узнал, что такое корабль, как с ним управляться, что такое экипаж, что это, прежде всего, командная работа, я понял смысл этой беготни. Тебя просто учили быть проворным. Ведь на корабле в критических ситуациях всегда на воздух сначала выпускают «молодых». А если тот будет вылезать из кубрика не за шесть, а за двенадцать секунд, кто-то из-за него не успеет выскочить и погибнет.

Тогда я чётко усвоил: если чего-то в жизни не понимаю, это не значит, что жизнь глупа или правила дурацкие. Просто я, наверное, ещё не всё знаю. И в этом случае у меня есть два пути: либо ждать, пока «дойдёт само» через ошибки и шишки, либо попытаться как можно быстрее приобрести необходимые знания, чтобы всё как следует осмыслить.

«В море уже был, теперь в небо потянуло»

Как бы там ни было, хоть и на флоте, но это была служба. А я люблю свободу. Поэтому когда через два года демобилизовался, решил, что если и свяжу свою жизнь с морем, то пойду работать на гражданский флот.

Дома в Новомосковске специально вышел из автобуса на другом конце города, чтобы в дембельской форме пройтись по центральной улице. Город наш сухопутный, и, естественно, для людей увидеть моряка в форме было настоящим событием. Но через полгода жизнь превратилась для меня в какое-то сплошное однообразие, причём не самое приятное. Начало 1990-х, многие друзья-спортсмены так или иначе втянуты в криминальные группировки, а я такой жизни для себя не хотел.

Корабль и море навсегда научили меня: если хочешь что-то сделать, бери и делай. Не жалуйся, не считай себя жертвой обстоятельств, но меняй обстоятельства, выстраивай свою жизнь. И Господь помогает тем, кто реально хочет что-то сделать. Так, совершенно чудесным образом я поступил в Киевский авиационный институт. Друзья шутили, что я хочу испытать все стихии: в море уже был, теперь в небо потянуло. Но это и правда было какое-то чудо Божие. Я просто отправил документы в приёмную комиссию и, как отслуживший, только по оценкам аттестата, без вступительных экзаменов, вне конкурса был зачислен в институт. В Киеве я стал ходить в Ионинский монастырь, но это уже совсем другая история...

Море научило меня, что в жизни может быть всякое. И у тебя есть два пути: или проклинать эту жизнь, или постараться её полюбить. Я видел ребят, которые ненавидели службу. Служилось им тяжело, с неохотой. И, что самое интересное, и задачи выпадали такие же: нудные, скучные, самые трудные. Со мной ничего подобного не происходило. Когда я понял, что раз попал в такие обстоятельства — должен эти обстоятельства полюбить, то в этом направлении и работал.

Ещё люблю море за то, что видел его всяким. А когда любишь его любым, это становится частью тебя, проникает в твою натуру. Тем более, когда на собственной шкуре испытаешь всю его мощь и ярость.

Помню, шли мы из Севастополя в Одессу и попали в сильный шторм. В Севастополе ураган был такой, что крыши с домов срывало. И в бушующих волнах ты ощущаешь себя не просто муравьём, но вообще никем: достаточно секунды, и тебя не станет на белом свете. Но понимаешь, что над всем этим есть Личность, Которой и море подвластно — Господь наш Иисус Христос. Именно тогда я чётко понял, что с Богом могу главенствовать над всем на свете, и даже над этой страшной разбушевавшейся стихией.

А затем вдруг эта стихия становится ласковой, доброй, покладистой. Ты смотришь на лазурные волны, совсем рядом с тобой дельфины плывут (почему-то у мыса Тарханкут они очень любили сопровождать корабли). Солнце яркое, ветер солёный в лицо... И ты понимаешь, что и в жизни нашей так же: то шторм, то затишье, но во всех своих проявлениях она — прекрасна.

В оформлении статьи использованы фото из дембельского альбома автора.

Архимандрит Иоасаф (Перетятько)

Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!