Наставничество. Одна надежда

Наставничество. Одна надежда

Часть 1. Интервью с Павлом Гладченко

— Расскажите о проекте «Одна надежда». Что такое наставничество?

— Мы ищем наставников, которые начинают приходить в интернат не ко всем детям, а конкретно к одному ребенку. С помощью и под контролем наших штатных сотрудников они завязывают отношения с ребенком, регулярно посещают его, общаются с ним и в интернате, и за его пределами. Когда ребенок покидает учреждение, общение продолжается. Вот в целом суть нашей работы.

Проект наставничества взаимодействует с Киевской службой по делам детей, с Областной службой по делам детей...

— Как зарождался проект? С чего Вы начинали?

— Несмотря на то, что я начинал эту деятельность с нуля, идея проекта принадлежит Николаю Кулебе — начальнику Киевской службы по делам детей. Он предложил этот проект английской благотворительной организации Christian Vision, основателем которой является лорд английского парламента Эдмистон — христианин, верующий человек. Он по всему миру вкладывает средства в развитие различных благотворительных проектов. Я руковожу одним из отделений организации, которое ориентировано на работу с детьми-сиротами, а именно наставничеством.

— Какая атмосфера в вашей команде? Что, кроме общей светлой цели, служит связывающим звеном?

— В нашем коллективе все верующие люди, христиане различных конфессий. Связывающее звено — духовность и любовь к общему делу. Все открытые, добрые, коммуникабельные, и в целом у нас очень хорошая атмосфера.

— Это заметно! Веет теплом и душевностью... Знаю, что вы стремительно расширяете свою деятельность...

— Да, мы постоянно расширяемся — добрых людей становится все больше (улыбается). Мы хотим, чтобы это служение охватило все интернаты Украины. Почему? Потому что видим его эффективность. К сожалению, большинство людей ограничивается единичными походами в интернат (это касается как благотворительных организаций, так и многих общественных и даже волонтерских церковных). Но даже если посещение регулярное, часто оно не затрагивает отдельно взятого ребенка — маленькую личность. Обычно как: пришли, поиграли, позанимались чем-то все вместе, привезли подарки-сладости... Сейчас многие организации приходят к тому, что просто посещение детей в интернате даже идет во вред — развивает комплекс сироты. Дети привыкают, что им все дают, весь мир им что-то должен, они не привыкают работать, не знают, что делать после выхода из интерната, и думают, что постоянно все будет даром, ибо они обижены судьбой. Дети выходят из детских домов абсолютно не приспособленными к жизни.

Во время таких посещений ребенок не чувствует, что пришли именно к нему! Наша задача — переориентировать такие организации и отдельных волонтеров на личные взаимоотношения с ребенком, потому что именно это меняет жизнь детей.

— Каким образом вы ищете, подбираете наставников?

— Часть наших сотрудников работает в интернатах. Вместе с психологами они проводят оценку потребностей конкретного ребенка, его психологических особенностей и проблем. Таким образом, мы видим, чем может помочь, что может дать определенный наставник своему потенциальному подопечному. Мы обязательно спрашиваем мнения детей, проводим презентации, рассказываем о проекте, и только по их желанию, по их доброй воле подбираем наставника. Например, первое заведение, с которым мы начали работать — это Киевский городской приют. Когда мы пришли, поговорили с детьми, рассказали о наставничестве, многие дети отказались. Согласились единицы. Но когда мы начали работу, когда дети увидели результат — как к другим приходят, как с ними общаются, чем занимаются, — многие загорелись желанием тоже иметь такого старшего друга!

— Сколько людей уже принимает участие в служении детям в качестве наставников?

— Сами наставники не являются штатными сотрудниками, они —волонтеры, не получающие, соответственно, зарплаты. На данный момент в Киеве у нас около сотни наставников, а по всей Украине и за ее пределами количество желающих стать друзьями детям уже превышает эту цифру. Есть очень яркие и трогательные примеры, когда люди, вначале став наставниками, в итоге забирали детей из интерната — становились или усыновителями, или опекунами.

— В какой форме происходит общение наставника с ребенком (подростком) в интернате и вне его стен?

Когда ребенок находится в интернате, есть несколько направлений работы: помощь в учебе, социализация, профориентация. Например, если у ребенка проблемы с учебой, — наставник помогает делать уроки, делится своими знаниями. Социализация — это совместные занятия спортом, кто-то учит детей готовить кушать, вышивать, кто-то учит музыке, игре в шахматы, даже элементарному походу в супермаркет. Профориентация — это выявление склонностей и талантов ребенка, собирание и подача документов в вузы, подготовка к учебе в вузе, помощь в поиске работы. Это огромнейший спектр деятельности! Изучаются ресурсы и возможности каждого наставника, желания и потребности детей... Всё индивидуально.

Важно понимать, что многих из нас на определенных этапах жизни окружали значимые для нас люди: учителя, тренеры, руководители. Эти люди повлияли на наш выбор ценностей, жизненные принципы, поступки. Они были для нас примерами, защитниками, советчиками и просто друзьями. Но e детей-сирот все иначе, они лишены всего этого, и более этого, — имеют очень мало шансов обрести. Роль же наставников гораздо важнее, потому что объединяет все эти функции. Наставник исполняет многие роли во взаимоотношениях с ребенком, помогая ему и поддерживая его в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения.

— Павел, расскажите, пожалуйста, о себе. Какие факты, по Вашему мнению, стали судьбоносными для проекта «One Hope»?

— Во-первых, я сирота. В шесть лет я остался без родителей, они умерли, и я воспитывался в интернате. О жизни детей в этих стенах знаю не понаслышке. И именно это стало причиной того, что я уже много лет занимаюсь служением детям-сиротам, в том числе и проектом наставничества. У меня есть педагогическое образование и духовное. Во время священнослужительства много работал с молодежью. Позже я стал заниматься благотворительностью профессионально, хотя благотворительностью в чистом виде наш проект не назовешь.

Беседовала Наталья Клиценко

Часть 2. История наставницы Елены (записи из дневника)

ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ

Познакомила нас координатор Ирина. Она рассказывала мне об увлечениях Сергея дальними странами, и я подарила ему заблаговременно приобретенный выпуск журнала «Вокруг света». Разговорились сразу. Парень говорливый, наверное, его раньше мало «слышали» окружающие. Разговаривали на отвлеченные темы, затем об учебе и увлечениях. Я увидела, что Сергею был приятен тот факт, что я сразу признала его взрослым (а не ребенком). Позанимались литературой и математикой. Говорит, что из школьных предметов предпочитает географию.

К умственному труду мотивация очень слабая. Физически очень слабый, худой, физкультуру не любит. У мальчика явно проблемы с позвоночником и осанкой.

ВСТРЕЧА ВТОРАЯ

Принесла ему настольную лампу и тетрадь для ведения дневника. Подарила карту нашего города. Предложила ему записывать в маленький блокнотик то, что он делает для спины. Пообещал, что будет записывать. Предложила вести дневник, объяснила, что это такое и как это делать. Заинтересовался. Впоследствии стало видно, что практически все, чем он может заинтересоваться, не имеет продолжения в действиях.

Стали делать домашние задания. Математика, дроби. Если его не тормошить, то ждет, пока за него решишь. Пыталась объяснить образно. К урокам стойкая апатия. Попыталась ему объяснить, что во время занятий в школе, если что-то не понятно, нужно спрашивать учителя и не ждать, пока придет время делать «домашку», а в голове будет пусто. Ведь тогда мы, вместо того, что бы поболтать и погулять, будем вынуждены делать только «домашку». Кивал, соглашался. Болтун. Именно болтун, а не общительный. Собеседника почти не слышит. Речь однообразна. Хоть словарный запас неплохой, рассказывать не умеет: или отвечает односложно, или зацикливается на какой-то фразе и повторяет ее на все лады. Отчаянно нуждается в слушателе. Картавит и не выговаривает «р». Может быть, поискать логопеда? Я полагаю, могут быть проблемы с позвоночником, кишечником и зубами. Аппетит хороший.

ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ

Запаслась термосом, булкой, сыром, бужениной, маслом. В группе заварили чай, сделали бутерброды. Серега активно участвовал. Я ему помогала. Хлеб умеет резать (на 3 с двумя плюсами), бутерброды тоже сам лепил. Немного кособоко, но вполне сойдет. У Сережи есть привычка не оставлять за собой грязь, посуду помыл, все убрал, я его похвалила. Упаковали термос и лотки с бутербродами в его рюкзак. Рюкзак свой не любит, наверное, считает его «малышовым». Но я заставила его пойти с рюкзаком, так как мне в сумке это нести тяжело, а ему немного расправить плечи полезно. И разъяснила, что туристам все равно, как рюкзаки выглядят, главное — удобство.

Поехали на трамвае. У Сереги удостоверение и льготный проезд. Покупал мне талончик у кондуктора, компостировал. Немного волновался, но, как я думаю, ему это было интересно. Я сидела, как барыня. Потом передо мною освободилось место, я его пригласила сесть напротив. Проболтали до остановки, как сороки. На остановке раскрыли карту и посмотрели, где это мы.

Потом попросила купить мне журналы на раскладке. Вручила ему 50 грн. Сама стояла чуть поодаль. Купил, взял сдачу, отдал мне все. Журналы я положила ему в рюкзак. Киоскер сказала, что-то вроде «правильно, надо маме помогать, маму жалеть». Мы не стали разъяснять, кто тут есть кто.

В переходе играл музыкант на контрабасе. Очень хорошо играл. Я с удовольствием послушала. Сережа проявил нетерпение («Идемте! идемте!»). Я попыталась его заставить хоть немного прислушаться к музыке. Потом вручила 5 грн. и попросила положить их музыканту в футляр контрабаса. Сережа подошел, положил денежку. Музыкант поблагодарил его изящным полупоклоном. Сережа немного смутился. Я сказала, что не люблю подавать попрошайкам. А человека, который много занимался, чтобы овладеть игрой на инструменте, и который доставляет мне удовольствие этой игрой, я просто не могу не поблагодарить денежкой.

Стал проситься погулять по «узким» улочкам. Нагулялись, сели передохнуть, зашли в кафе и слопали там наши бутерброды с местным чаем. Покрутились у памятника. Потом пошли искать дворами галерею, в которой я училась живописи. У Сережи эти старые дворы вызвали восторг. Это хороший знак. Предполагаю, что если бы он действительно был серьезно болен ментально, ему бы было абсолютно все равно.

В галерее Сережу ждал теплый прием администратора (мы в очень хороших отношениях) и одной моей соученицы по классу живописи (она осталась порисовать после занятий). Алена, администратор, провела для Сереги мини-экскурсию по галерее, предложила нам кофе. Но нас уже поджимало время. Сережа получил два банана, поблагодарил и мы пошли дальше.

Сережа решил поделиться со мной бананами. От бананов я отказалась, мне их нельзя. Сереге так и не объяснила. Сказала, что если бы можно было, то один точно бы съела. А он вспомнил, как мама его учила тому, что надо с друзьями делиться. Я сказала, что его мама — хороший человек. Он был доволен. И еще мы «заклеймили позором» тех, кто сорит и выбрасывает на тротуар банановые корки и тому подобное. В результате корки получили экскурсию по городу в 1,5 квартала до ближайшей урны.

ВСТРЕЧА ЧЕТВЕРТАЯ

Принесла Сереже пластиковую папку для наших распечаток и прочих бумаг и точилку. Занялись уроками и немецким. Написала Сереже в блокнотике 7 простейших фраз на немецком с простой транскрипцией и переводом. Читали и повторяли. Надо учить. Любим же путешествовать. Может, съездим в Германию (когда язык освоим, конечно же). Пытаюсь по-всякому объяснять, что быть неучем — очень плохо. Сережка уже хорошо уяснил, что с девятью классами дорога разве что в ПТУ. Менять каблуки на старых ботинках или мешать раствор на стройке он не хочет. Чего хочет, еще сам не знает. Предложила подумать о 10–11-м классах в вечерней школе и о том, чтобы наверстать по возможности все, что можно, из школьной программы, так как это понадобится для поступления в высшее учебное заведение. Вижу, что и хотел бы, да боится, не уверен в себе.

ВСТРЕЧА ПЯТАЯ

Поздравила Сережу с наступающим Рождеством открыткой. Поблагодарила его за его поздравление, которое получила от него. Каждый раз приношу конфеты, мандарины. Мандарины едим во время общения. Получается как-то по-домашнему. Сегодня уроками почти не занимались. Говорит, что не задано. Показываю, что почти верю. В прошлый раз просила показать школьный дневник. Испугался. Я сказала, чтобы не боялся, я не с целью инквизиции. Интересно, что они учат, какие предметы. Показал. Я не заостряла внимания на оценках, краем глаза вижу, что не очень. Да и Сережа старался некоторые страницы придерживать.

ВСТРЕЧА ШЕСТАЯ

Зашла проведать, так как у него скоро заезд в лагерь. Поболтали, покушали мандаринки. Подарила маленького медвежонка-игрушку. На прощание Серега подарил мне шоколадку. Я была очень растрогана, не скрывала этого. Сказала, что чувствую себя трёхлетней девочкой. Поблагодарила, обняла Сережу. Вижу, и ему это было приятно.

Между посещениями я звоню Сереже 1-2 раза в неделю. Разговариваем от 10 минут до получаса. Когда речь заходит об учебе, он теряет интерес к разговору. Отвечает односложно почти всегда.

В ближайших планах у меня встреча с юристами интерната. Наверное, надо поговорить с учителями в школе, так как «партизан» не признается в своих достижениях в учебе. А то, что я вижу, меня не очень радует. Значит, мне есть к чему стремиться...

(Дневниковыми записями делилась для книги «Наставничество. Шаг за шагом». Все имена изменены с целью соблюдения конфиденциальности участников программы наставничества.)

От редакции:

К сожалению данный проект курируют представители разных пятидесятнических сект, да и сам Павел Гладченко является пастором одной из них, что видно даже из его разговорной речи. Подобная ситуация будет способствовать во влечению детей в пятидесятничество. Хотя сама идея проекта очень интересно.

Хорошо, если наши волонтеры смогут организовать нечто подобное. Надо перенимать позитивный опыт.



Video

Ioasaph Pro в прямом эфире!
Ioasaph Pro в прямом эфире!

Список телефонів довіри для підлітків. Дітям необхідна підтримка як батьків так і вчителів. Для цього в Києві працює безліч телефонів довіри, зателефонувавши на які можна отримати консультацію та необхідну психологічну допомогу.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!