Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу! Подробнее...

Новости

Когда классическая музыка может быть деструктивной?

Когда классическая музыка может быть деструктивной?

09 апреля 2018

Зачем слушать классику? Может ли она быть деструктивной для души и духовной жизни? На вопросы ответил худрук Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра Украины, симфонический дирижер, регент Свято-Троицкого Ионинского монастыря, Заслуженный деятель искусств Украины, протодиакон Николай Лысенко.

 

– Любое искусство связано с личностью своего творца. Соответственно, как человек может быть деструктивным или конструктивным, так и музыка, независимо от эпохи написания. Единственное, что в отличие от современной музыки классика имеет строгие каноны написания, которые сохранились и в романтическую и постромантическую эпохи. Согласно этим канонам творили такие «великаны», как Д. Шостакович, С. Прокофьев, Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский и, конечно, С. Рахманинов.

Собственно, главное в классике — это то, что музыкой фиксируется история жизни человеческой души, её поисков, её преображения. В «прицеле» классиков всегда была эта тема. У Рахманинова это «зерно» классики многократно помножено на силу его личности.

Знаете, что для меня является критерием состоятельности личности человека? Это способность любить. Мы часто говорим о заповедях, забывая о том, что Христос перед распятием сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). И даже декалог, даже заповеди блаженства Он заменил одной — «да любите друг друга». Казалось бы, так просто и лаконично... Но как сложно!

И вот человек, желающий исполнить эту заповедь, ставит перед собой конкретную цель: научиться любить. Любить Бога, ближних, свою Родину. Любить мир — таким, каким он создан, находить в нем какую-то красоту. Рахманинов умел это делать, так, как, может быть, мало кто из его предшественников и современников.

Его личность необыкновенно глубокая, созидательная, с мощными евангельскими основами, потому для многих людей именно Рахманинов — олицетворение потрясающе сильного духа, невероятной проникновенности и способности любить. Все его главные произведения об этом. Например, концерты №№ 2 и 3, симфония № 2, «Симфонические танцы», «Рапсодия на тему Паганини».

 Сергей Рахманинов

Шикарна кантата Рахманинова «Весна» (на стихотворение Н. Некрасова «Зеленый шум»). Когда я впервые услышал её, эта музыка произвела на меня неизгладимое впечатление, для меня это было состояние, когда вечные воды омывают человеческую душу, человек преображается, обновляется. А потом я задумался о смысле текста, на который написана кантата. Он — о том, как крестьянин ушел на работу в город, и жена ему изменила. Он возвращается и, узнав об этом, сначала хочет её убить, но потом его что-то останавливает. Сюжет, безусловно, не может быть примером для духовного назидания, но в музыке потрясающе передана метаморфоза человеческой души — от желания отомстить, уничтожить до прощения, когда сердце человека согревается, и герой отпускает жене этот грех.

Безусловно, передать такое в музыке может только гений, подобный Рахманинову.

Если классика учит человека любить, то она конструктивна. А если музыка написана ради музыки, ради красивого оборота и разрешения гармонии (были и композиторы-графоманы), но не заставляет человека любить, страдать, переживать, ничего не несет в себе, то она деструктивна — в том смысле, что отнимает у человека время, которое он мог бы потратить на преображение своей души.

Не скрою: для меня в пантеоне классических композиторов есть те, кого я очень уважаю, произведения которых можно и должно слушать, но их музыка просто красивая, грамотно написанная, и не более. А есть музыка, которая переворачивает душу, заставляет меня вновь ощущать себя человеком, вновь искать ответ на вопрос, зачем я вообще живу, и которая напоминает мне, что такое любить.

Причем, учить любить — прерогатива не только классики. Если современный композитор находит, как поднять эти же темы своим языком, то его музыка для меня такая же ценная, как и классика. Я очень дружу с современным украинским композитором Дмитрием Коноваловым. На мой вопрос, почему он не пишет современными манерами письма, как А. Шёнберг или А. Берг, он говорит: «Знаешь, я вырос на Рахманинове. И я хочу, чтобы моя музыка была понятна человеку и могла проникать в его сердце». Его композиции мелодичны, гармоничны, они красивы и несут в себе преображение человеческой души.

Мы сейчас живем во времена разделений. И нас часто ставят перед выбором между «своей» и «чужой» культурами. Я очень хочу, чтобы мы даже в это время считали своей культурой — ту, которую мы впитали в нескольких предыдущих поколениях. Я считаю Сергея Рахманинова в той же мере своим композитором, как и потрясающих украинских творцов Н. Лысенко и его учеников Б. Лятошинского, Л. Ревуцкого, М. Скорика, Е. Станковича... Я никогда не откажусь от творчества С. Прокофьева и Д. Шостаковича... Я никогда не отдам то, что принадлежит моему сердцу.

Надо быть богаче, не отдавать, а считать своим и принимать то в творчестве этих гениев, что близко нашему сердцу. Потому что для нас это, повторюсь, возможность преображать свою душу.

Источник



Просьбы о помощи

01014 (для стран СНГ 252014) Украина, г. Киев,
ул. Тимирязевская 1, Свято-Троицкий Ионинский монастырь
email: miloserdie@ukr.net
христианство.ру Rambler's Top100 На главную | Написать письмо