Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу! Подробнее...

Новости

Как святые получали образование

Как святые получали образование

02 ноября 2018

Сейчас модно выглядеть умным. А вот быть по-настоящему образованным — для этого понадобится стимул побольше. Здесь нужен особый внутренний стержень, который неукоснительно, каждый день будет направлять твою волю к новым открытиям. У святых такой стержень был. Они терпеливо и настойчиво искали Знание, но не как цель, а как средство умного приближения к Богу, который, как известно, есть Свет Истины. А академические звания, медали, стипендии для святых — только мишура, блеклая и неубедительная. Они всегда ею пренебрегали.

 

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
(330–379)

О времени, проведенном в Афинской академии, лучшем учебном заведении империи, Григорий Богослов, который учился вместе со своим другом Василием Великим, вспоминает, что они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая к... священным храмам и к тамошним учителям, другая... — к наставникам во внешних науках».

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийский, был всесторонне образованным человеком. По праву его место среди тончайших богословов, философов и ученых Античности.

 Его отец — оратор и законовед (иными словами, юрист), с детства хотел дать своему сыну лучшее образование. Под его руководством Василий начал изучение светских и духовных наук. Позднее он отправился в училище в Кесарии Каппадокийской, где и познакомился с Григорием (будущим святым Григорием Богословом). Они стали друзьями на всю жизнь.

Высшее образование Василий получил в Константинополе, где учился у знаменитого тогда ритора Ливания. В 350 году Василий решился отправиться в тогдашнюю «обитель наук» — Афинскую академию, которая была основана самим Платоном в 390-х годах до Р. Х. Здесь уже были наслышаны о незаурядных дарованиях юноши. Многие учителя мечтали заполучить себе такого ученика. В течение шести лет, проведенных в академии, Василий добился прекрасных результатов в целом ряде дисциплин: риторика, грамматика, метрика, философия, астрономия, геометрия, арифметика. Он также изучал медицину, несмотря на то, что она не входила в общую образовательную программу.

В 356 году Василий Великий покинул Афинскую академию для того, чтобы начать свой духовный путь к епископству, вступив в «жизнь более совершенную».

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ
(1807–1867)

Святитель Игнатий Брянчанинов поначалу не планировал посвящать свою жизнь Церкви. Он родился в дворянской семье, ему от рождения был предназначен путь офицера. В 1822 году будущий святой поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Успешный в учебе юноша вскоре стал известен будущему императору Николаю I. Ему был назначен пансион (иначе говоря стипендия) великой княгини Александры Федоровны. В 1824 году Игнатий был возведен в чин инженер-прапорщика.

На протяжении всего времени обучения он оставался первым учеником училища. При этом именно здесь началось его постепенное сближение с монашеской жизнью через знакомство с иноками Валаамского подворья и Александро-Невской Лавры. Но такое тяготение молодого студента встретило неодобрение со стороны отца и непонимание сверстников.

Давнее знакомство c президентом Академии художеств А. Н. Олениным позволило молодому человеку войти в общество столичной дворянской интеллигенции и познакомиться с такими «титанами», как А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, М. И. Глинка. Заразившись окружающей его тогда творческой атмосферой, Игнатий начал писать стихи, которые, к несчастью, до нас не дошли.

Прекрасной военной карьерой, которую сулило ему блистательное окончание училища, святой пренебрег, подав в отставку в 1827 году вопреки воле родителей. Юноша осознал, что его путь — в монастырь: «Охладело сердце к миру, к его служениям, к его великому, к его сладостному! Я решился оставить мир, жизнь земную посвятить для познания Христа, для усвоения Христу».

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРГЕЙ МЕЧЁВ
(1892–1942)

Сын знаменитого на всю страну святого протоиерея Алексея Мечева с серебряной медалью окончил престижную Третью Московскую мужскую гимназию. С детства святой обладал прекрасным музыкальным слухом, что позволило ему петь на клиросе в храме святителя Николая в Кленниках, где отец был настоятелем.

Образование Сергей Мечев продолжил в Московском университете. Поначалу он поступил на медицинское отделение, но вскоре интересы его изменились, и он перешел на словесное отделение историко-филологического факультета. Особенно молодого студента привлекала древнерусская литература. Академик М. Н. Сперанский, который преподавал ее на факультете, считал Сергея своим лучшим учеником. Кроме того любознательный юноша интересовался историей Русской Церкви.

 В период обучения будущий священномученик, при поддержке отца, совершил путешествие в Швейцарию и Италию, где познакомился с памятниками европейской культуры, в частности — с религиозной живописью эпохи Возрождения. На фоне увиденного Сергей Алексеевич проникся любовью к древнерусской иконе, феномен которой впоследствии серьезно изучал.

В 1914 году обучение в университете пришлось прервать — началась Первая мировая война. Будущий священномученик работал на фронте санитаром. Только в 1917 году, вернувшись домой, он завершил образование. Параллельно с 1916 года Сергей Алексеевич принимал участие в работе Богословского кружка имени святителя Иоанна Златоуста.

Осень 1918 года стала решающей для Сергея Мечева. После посещения Оптиной пустыни он решается связать всю свою жизнь со священническим служением.

7 июля 1941 года протоиерей Сергей Мечев был арестован. Его обвиняли в создании «катакомбных церквей», которые якобы планируют вести подпольную борьбу с Советской властью. Год спустя, 6 января, Сергей Мечев был расстрелян.

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ
(1880–1956)

Обучение в гимназии в Вальево (сербский город) давалось будущему епископу легко — он был в числе самых успевающих учеников. После окончания 6-го класса Николай Велимирович собирался поступать в Военную академию, но состояние здоровья не позволило. Тогда он начал обучение в Белградской семинарии, где активно занимался изучением не только духовной, но и классической литературы. Это были тяжелые годы в жизни молодого семинариста. В Белграде ему приходилось жить в сырой, холодной квартире, питаясь от случая к случаю, что впоследствии негативно отразилось на его здоровье. Однако сложные жизненные обстоятельства и молодой возраст не помешали ему начать публиковаться в газете «Христианский благовестник».

 Блестящее окончание семинарии и удачные статьи Николая привлекли внимание начальствующих. Он получил стипендию и продолжил образование за границей. Поначалу будущий владыка попал в Старокатолический богословский факультет в Берне (Швейцария). Здесь в 1908 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Вера в воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви».

Год спустя Николай Велимирович на философском факультете в Оксфорде подготовил другую докторскую диссертацию по трудам английского философа Джорджа Беркли. Труд, написанный на французском языке, он защитил в Женеве.

В 1909 году Николай Велимирович принял монашеский постриг. В 1910 году, уже будучи знатоком богословия и философии, он продолжил свое образование в Санкт-Петербургской духовной академии. Здесь никто не знал о его академических званиях, и долгое время его считали обычным студентом, пока его яркое, взвешенное выступление в пылу одной академической полемики не привело всех в изумление.

Последующая деятельность святителя Николая Сербского принесла ему славу одного из самых глубоких богословов XX века.

ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ (РОУЗ)
(1934–1982)

В миру Юджин Деннис Роуз родился в городе Сан-Диего, штат Калифорния. Уже в детстве он отличался от своих сверстников сдержанностью и молчаливостью. В школе легко и быстро осваивал новый материал, был усидчив, порой задумчив. Рано начал осваивать фортепиано. Мама Юджина была в восторге, когда узнала, что ее сын за блестящие успехи в школе получил внушительную стипендию. Многие верующие по всему миру уже почитают иеромонаха Серафима Роуза как святого. В настоящее время Братством преподобного Германа Аляскинского подготовлены материалы для его канонизации. Ему написана икона и служба.

Будущий иеромонах продолжил образование в частном колледже в городе Помон неподалеку от Лос-Анджелеса. Именно здесь начинаются его первые шаги в поисках Истины.

Закончив колледж в 1956 году, он поступил в Академию востоковедения (Сан-Франциско). Здесь он постепенно приобрел статус всесторонне развитого интеллектуала (в совершенстве владел французским и латынью), любителя оперы и театра, знатока хорошего вина. В Академии Роуз занимался исследованием и сопоставлением различных религиозных систем. Более всего его привлекала тогда китайская философия и буддизм. Юджин по мере возможности старался изучать священные тексты на языке оригинала.

Жизнь будущего иеромонаха изменилась после того, как один из знакомых студентов посоветовал ему прочитать «Добротолюбие» — сборник сочинений православных авторов IV–XV веков. Тогда что-то перевернулось в сознании вдумчивого интеллектуала. Он начал посещать православные богослужения, учить русский язык, изучать христианское богословское наследие.

В 1961 году, закончив диссертацию на звание бакалавра, Юджин оставил университет, несмотря на то, что его ожидало прекрасное академическое будущее.

Год спустя он принял Православие и стал монахом.

 Источник



Просьбы о помощи

01014 (для стран СНГ 252014) Украина, г. Киев,
ул. Тимирязевская 1, Свято-Троицкий Ионинский монастырь
email: miloserdie@ukr.net
христианство.ру Rambler's Top100 На главную | Написать письмо