Новости

Построй школу для своего ребенка

Построй школу для своего ребенка

08 февраля 2020

Более трёх лет в Днепре действует общеобразовательная Свято-Успенская школа. По методикам преподавания и организации учебно-воспитательного процесса эта школа уникальна и не имеет аналогов среди прочих общеобразовательных заведений Украины.

 

В свете печальных тенденций реформы отечественного образования опыт Свято-Успенской школы позволяет говорить о том, что подобные школы сегодня непременно должны быть в каждом городе Украины!

Приводим сокращённый текст беседы с руководителями Свято-Успенской школы, которые готовы делиться опытом по созданию подобных учебных заведений по всей стране.

Священник Александр Каневский:

Батюшка, я был у вас 2 мая 2016 года на учредительном собрании вашей школы. Самой школы тогда ещё не было. Были только планы, и лично мне они казались тогда, мягко говоря, иллюзорными. И вот прошло три с половиной года, и я просто не верю своим глазам, видя то, что Вы смогли создать на базе обычной приходской воскресной школы. Как Вам это удалось?

Протоиерей Тимофей Кучук, настоятель Свято-Успенского собора г. Днепра, историк, организатор и духовник Свято-Успенской школы:

Школа развивалась благодаря неравнодушным людям. На старте мы имели воскресную школу, которая размещалась в административно- хозяйственном помещении, и некоторое количество единомышленников.

Поначалу у нас было 15 детей, родители которых, возможно, острее других понимали, что в современной школе ребёнок не получает достойного духовного воспитания, и мы просто начали действовать.

А.К.: Как Вам удалось решить вопрос кадров?

Т.К.: Сейчас на Украине повсеместный кадровый кризис. Трудно найти хорошего специалиста практически в любой сфере. Это касается и педагогов. А найти настоящего учителя для православной школы – это вообще огромная проблема, потому что такой человек должен быть не только профессионалом своего дела – он должен обладать целым рядом духовных и этических качеств. Таких людей, как говорится, на улице не найдёшь.

Сегодня многие родители идут альтернативным путём – экстернат, домашнее обучение, семейное обучение, индивидуальное – масса вариантов. Причём сейчас всё это легче организовать, чем ещё несколько лет назад.

Мы собрали родителей, которые решили вместе с нами бороться за своих детей и открыли семейную школу. А к концу учебного года окончательно созрели для того, чтобы стать полноценным общеобразовательным учреждением.

За лето подготовили документацию, привели помещения в надлежащий вид, сделали перепланировку в соответствии с санитарными и противопожарными нормами.

На праздник Успения Пресвятой Богородицы документы подали в лицензионный совет.

В этот день за школу молился весь наш Собор. И вот, с Божьей помощью и по благословению нашего Владыки Иринея, Митрополита Днепропетровского и Павлоградского, мы  вошли во второй учебный год – уже как официальная школа. Ну, а об учебном процессе более подробно, я думаю, расскажет Илона Юрьевна.

Илона Юрьевна Дитковская, директор школы, кандидат филологических наук, учитель начальных классов:

Обучение в семейной школе строилось по принципу работы малокомплектных школ, когда один учитель работает с несколькими классами. В первый год к нам пришли разновозрастные дети: семь – в первый класс, пять – во второй и три – в третий. С ними занималась учительница начальных классов Наталья Павловна – совершенно удивительный человек с любящим сердцем и большим опытом работы. Поддержали нашу школу и учителя предметники по музыке, английскому и украинскому языкам, изобразительному искусству, физкультуре.

А.К.: Родители шли на риск…

И.Ю.: Безусловно, это был риск. Никакой стопроцентной гарантии того, что наша школа получит лицензию, мы дать не могли. А любой человек заинтересован в том, чтобы его ребёнок получил качественное образование в учебном заведении, которое уже имеет устоявшуюся репутацию.

Родители занимали выжидательную позицию – морально нас поддерживали, но детей в школу не отдавали. Однако с получением лицензии начался качественно новый этап в становлении нашей школы: выросла как материальная база, так и уровень доверия.

Дело в том, что с каждым годом всё больше родителей не хотят отдавать своих детей в государственные общеобразовательные учреждения. В обычной школе, в условиях переполненности классов, педагогам очень тяжело. Ведь для того, чтобы увидеть каждого ребёнка, услышать его, нужен живой диалог, а в коллективе из 30 человек для этого нет возможности – даже при высочайшем уровне педагога.

В нашей школе небольшие классы – по 15 человек, поэтому каждый ребёнок может проявить себя на уроке, раскрыться.

Опыт первого года семейной школы показал, что идеальный вариант для обучения и воспитания детей даёт школа полного дня, поскольку охватывает все необходимые ребёнку сферы деятельности: образовательную, воспитательную, творческую, физическую и духовную.

Первую половину дня в школе занимает учебный процесс, который строится в соответствии с государственными учебными программами и планами.

Кроме них мы используем проверенные временем методики и учебники.

Наши дети растут на произведениях К. Ушинского и В. Сухомлинского.

Большое внимание уделяется выразительности речи, звучанию слова, его этимологии, всестороннему анализу текста.

Изучение удивительного языка Константина Ушинского, образности его произведений  позволит ребёнку в будущем читать и – самое главное – понимать классическую литературу. Важное место занимает в школе каллиграфия. Этот курс преподается во всех классах. В современных школах его, к сожалению, отменили. Каллиграфии учатся не только ученики – своё мастерство постоянно совершенствуют и педагоги. В этом году, например, мы изучили «итальянский курсив».

Тетрадям на печатной основе, в которых нужно вписывать цифры и слова в квадратики, мы предпочитаем обычные тетради, учим детей аккуратности и умению правильно оформлять изучаемый материал.

Во второй половине дня ученики занимаются музыкой, рукоделием, творчеством – в том числе петриковской росписью.

Наши девчонки уже во втором классе вяжут крючком, вышивают.

Обязательный предмет – христианская этика, которая органично сочетается с беседами со священнослужителями на этические темы.

К Пасхе вся школа расписывает настоящие писанки. Для этого мы ежегодно приглашаем профессиональную писанкарку.

Проходят у нас мастер-классы по живописи, батику для учителей и родителей. Таким образом, и дети, и взрослые как бы находятся в едином поле, непрерывном сотворчестве, из которого рождается культура школы.

Способствует этому и проведение ярмарок (Покровской и Масляничной), и участие в Рождественском и Пасхальном фестивалях.

Учитель в нашей школе – это человек, который не просто учит. Он ещё и наставник, и друг. А это очень важно. Как и то, что всё необходимое в течении дня для ребёнка, он получает в пределах школы.

То есть у родителей нет необходимости постоянно куда-то вести своё дитя, и у него остаётся время для семейного общения.

Кстати, при работе с родителями, мы часто ссылаемся на статьи из вашей газеты, пользующейся в нашей школе большим авторитетом. В частности, на статью, в которой содержатся рекомендации, как правильно планировать день ребёнка-первоклассника.

Сегодня у нас достаточно сильный педагогический коллектив.

Практически все наши преподаватели имеют как минимум два образования, причём первое или второе у многих – музыкальное.

Все учителя аттестованы, регулярно проходят курсы повышения квалификации.

А.К.: Вы сказали, что у многих преподавателей вашей школы второе образование – музыкальное.

И.Ю.: Да, музыка вообще стала неотъемлемой составляющей жизни школы.

Со второго класса практически все дети ходят в консерваторию, с которой у нас есть договорённость. Тут нам в какой-то мере повезло – территориально мы находимся практически рядом. Дети играют на совершенно разных музыкальных инструментах – бандура, аккордеон, фортепиано, смычковые и ударные.

Часть детей занимается вокалом. Думаю, со временем сможем организовать оркестр.

Начиная с третьего класса ученики поют на Литургии. В этом, конечно, огромная заслуга матушки Ангелины – регента нашего Свято-Успенского храма. А когда мы едем в паломнические поездки, перед нами открываются двери всех храмов, потому что мы привозим полноценный детский хор, который готов нести послушание на клиросе.

А.К.: А как решается вопрос физического развития?

Ирина Владимировна Михненко, организатор школы, заведующая административно-хозяйственной работой, учитель начальных классов:

Хотя мы очень ограничены существующим помещением, но физкультура у нас, безусловно, есть. Проходит она в спортивном клубе «Прайд», в котором, наши мальчики ещё и занимаются вольной борьбой.

Один раз в неделю у детей хореография – прекрасное подспорье для подготовки к праздникам и большим театрализованным постановкам.

Благодаря танцам, наши концерты всегда очень яркие, а дети смотрятся как профессиональный хореографический коллектив.

А.К.: То есть вы, в сущности, создали у себя практически традиционную церковно-приходскую школу в её самом лучшем виде?

Т.К.: Можно сказать, что да. Именно благодаря церковно-приходским школам, число которых к Первой мировой войне составляло около 40 тысяч, Российская Империя была страной с самым грамотным населением в мире. Простых крестьянских детей обучали не только грамоте, но и Закону Божию, т.е. стремились воспитывать личность человека во всей полноте.

Понятно, что безбожным реформаторам такие школы были не нужны. Но теперь мы имеем все условия и возможности для того, чтобы в некоторой степени восстановить по всей стране систему таких школ. Мне кажется, это была бы прекрасная альтернатива государственным школам, прежде всего, для православных родителей.

Дети у нас учатся не только приходские, многие приезжают издалека, поскольку видят тут совершенно особое отношение к ребёнку; но главная, скажем так, реклама нашей школы – это сами дети.

А.К.: При таком объёме учебной нагрузки у вас ведь должны быть соответствующие площади…

И.В.: Площадей нам уже катастрофически не хватает. Особенно, с учётом того количества детей, которых родители хотят отдать в нашу школу. Причём с каждым годом это количество увеличивается.

Сейчас в нашем распоряжении 4 класса, спальня, трапезная, 2 санузла, детская площадка. Первоклассники после уроков спят.

К 8:30 дети приходят в школу, в 9:00 – первый урок.

За 5 минут до урока мы молимся на начало учебного дня. И это – очень важный не только духовный, но и дисциплинирующий момент. Дети успокаиваются и настраиваются на учёбу.

То же самое – молитва до трапезы и после неё.

В 9:40 у нас завтрак, в 12:30 – обед, в 15:30 – полдник. Меню полностью согласовано с санстанцией.

Вопрос расширения стоит очень остро. Особенно это видно по количеству деток, посещающих двухгодичную подготовку к школе. Если бы, с Божьей помощью и помощью людей доброй воли, решился вопрос помещения – мы бы могли расти дальше и набрать два первых класса.

А.К.: А что делать тем, кто не может попасть в вашу школу?

И.Ю.: Есть идея проекта более широкого.

Мы начинаем работу над организацией обучающих семинаров по семейному образованию – для неравнодушных людей из других городов, которые хотели бы создавать подобные школы в своих регионах.

Если будет нужна помощь – мы с радостью отзовёмся. Так, как в своё время отозвалась харьковская школа «Лествица», которая во многом нам помогла и открыла двери своей педагогической мастерской.

Такого удивительного, радушного, православного подхода мы не встречали нигде! До этого мы пытались связаться со многими частными школами нашего города, но все они отказывались идти на контакт, мотивируя это тем, что не готовы ничем делиться : «Это – наше ноу-хау, наш бизнес и наши деньги…».

В своё время школа «Лествица» стала для нас глотком свежего воздуха, маяком, по которому мы сверяли все наши действия – дабы быть уверенными в том, что что мы идём в нужном направлении.

Хотим подчеркнуть, что мы – неприбыльная организация и не преследуем цели извлечения выгоды, а все финансы вкладываем в обеспечение учебно-воспитательного процесса.

На сегодня наша школа полностью сформирована, есть специалисты, с которыми мы готовы работать, но их нужно пригласить КУДА-ТО.

То есть снова и снова встаёт вопрос помещения.

Мы хотим обратиться к неравнодушным людям, которые могли бы нам помочь решить эту проблему – проблему расширения.

Второй наш проект – это обучающие семинары для родителей, которые хотят САМИ учить своих деток.

Дело в том, что многие родители уходят в семейное обучение, не имея ни малейшего представления о педагогике и это оборачивается бедой. Дети возвращаются в обычную школу, потому что родитель – далеко не всегда педагог, а методике преподавания в педвузе обучают несколько лет.

Для эффективности учебного процесса очень важно, чтобы был не только талантливый учитель, но и хороший учебник.

В частности, мы учим детей математике по учебникам Александра  Пчёлко и Григория Поляка – лучшим учебникам 50-х годов, обучение по которым давало очень высокие результаты.

Словом, мы готовы все наши накопленные знания, весь наш опыт передавать людям.

А.К.: Вы сказали, в штате школы 10 преподавателей, которым нужно платить зарплату. А ещё – трёхразовое питание, учебные пособия, коммунальные платежи. Как вы решаете проблемы финансирования?

И.В.: 50% расходов школы взял на себя Свято-Успенский собор. Это – полностью коммунальные платежи и питание. А за обучение у нас установлена фиксированная плата.

А.К.: Ваша школа имеет какие-то СВОИ традиции? Я сейчас не имею ввиду сугубо православный аспект.

И.В.: Безусловно. Например, мы возобновили такую старую добрую традицию, как дежурства по школе. Поразительно, сейчас детей избавляют от того, что им на самом деле очень нравится!

У нас в школе приветствуется совместный труд и организация досуга детей и родителей: генеральные уборки, организация летнего отдыха, экскурсии и паломнические поездки.

Всё это очень важно, потому что родитель, включённый в работу школы – уже не просто потребитель «образовательных услуг», а активный участник жизни  школы.

Родители и дети объединены общими духовными ценностями, поэтому случайных людей у нас нет.

Да, иногда приходили и люди малоцерковные или вообще невоцерковлённые, но все они постепенно, через ребёнка, воцерковлялись.

Представляете?

Вообще, это – потрясающий феномен, когда дети приводят к Богу своих родителей.

В нашей школе существует чётко прописанная система внутренних требований, которые предусматривают и обязательную школьную форму установленного образца, и требования к внешнему виду школьника, и правила поведения, отсутствие гаджетов и т.д.

А ещё в учебном и воспитательном процессе у нас активно участвуют священники, чего вы не встретите в обычных школах.

А.К.: Выходит на всю Украину у нас только две такие школы?

Т.К.: Нонсенс! В государстве, в котором как минимум полтора миллиона взрослых людей считаются людьми церковными, всего две школы для православных детей!

Будет желание, посмотрите сами – сколько подобных школ за четверть века построили для себя религиозные общины других конфессий. Но православные, увы, склонны больше на кухне сетовать на безобразия в отечественном образовании, чем принимать личное участие в решении проблемы образования собственных детей!

Мы же просто однажды взяли – и приняли решение что-то делать.

Главное – начать.

Если дело благое – Господь благословит, даст и людей, и силы, и возможности.

Беседовал священник Александр Каневский
Источник



Просьбы о помощи

Анонсы