Новости

Чтобы звать людей на небо, не обязательно быть священником

Чтобы звать людей на небо, не обязательно быть священником

04 января 2021

 

Пять вопросов преподавателю катехизаторских курсов при КДАиС, кандидату юридических наук Марине Самофал.

— Почему Вы стали миссионером? Согласитесь, даже в наше время это необычное занятие для девушки. Как это случилось?
— Я занимаюсь больше катехизацией, чем миссионерством, то есть занимаюсь в основном с людьми уже крещенными, желающими изучить свою веру. А получилось это чудесным для меня образом. Если бы мне когда-то сказали, что я буду катехизатором, я бы не поверила, потому что я — совершенно непубличный человек.

Так случилось, что на заре моего воцерковления Бог привел меня на катехизаторские курсы при Киевских духовных школах. Годы обучения на курсах я до сих пор вспоминаю с большой теплотой — именно там была заложена какая-то важная основа. По окончании курсов захотелось продолжить обучение в этом направлении, углубиться, но исключительно для себя, и я поступила на дистанционное отделение Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) на программу «Теология».

Обучение было настолько интересным и насыщенным, что стали появляться мысли о необходимости делиться полученной красотой с окружающими. Осознанно преподавателем я себя не представляла, но было большое желание как-то потрудиться на ниве катехизации. Одновременно пришло понимание, что изучаемое в ПСТГУ — это только вершина огромного пласта церковного предания, который еще предстоит изучить. Как потом оказалось, в его освоении мне очень помогла моя профессия юриста с её необходимостью анализировать большие массивы информации, опыт написания диссертации и само преподавание.

И вот, оканчивая ПСТГУ, я пришла к покойному архимандриту Аристарху (Лебедеву), основателю и бессменному куратору лаврских катехизаторских курсов, с которым я была знакома много лет, который, кстати, и благословил меня поступать в университет, и предложила свою помощь в организационных вопросах. А батюшка предложил преподавать Священное Писание Нового Завета. «Наблюдайте события вашей жизни», — говорили Оптинские старцы. По сути, отец Аристарх в меня поверил. Так все и началось.

Буквально через несколько месяцев после начала моего первого учебного года в качестве преподавателя мне предложили вести занятия по изучению Священного Писания в соборе вмч. Георгия Победоносца в Киеве, а дальше последовали и другие предложения, ни одно из которых я не искала.

Удивляясь каждому новому предложению и соглашаясь, я размышляла так: если Богу не угодна такая деятельность, всё развалится. Ведь не секрет, что некоторые люди немного скептически относятся к женщинам-катехизаторам. Однако на моем пути встречалось много священников, которые в ответ на мои сомнения неизменно говорили, что для того, чтобы звать людей на небо, не обязательно быть священником или хотя бы мужчиной.

Кроме того, когда о Боге говорит мирянин (что в нашей Церкви не частое явление), многими людьми это воспринимается иначе, чем если говорит священник. Возможно, это объясняется тем, что общение идет на равных, отсутствует статусный барьер, и люди меньше боятся задавать «глупые» вопросы. Так что, выходит, как в армии — есть генералы (священство), а есть адъютанты (миряне-помощники).

— Зачем изучать Священное Писание? Что это может дать современному человеку?
— Отношения между Богом и человеком — это отношение двух личностей, которое происходит через диалог. Мы говорим с Богом через молитву, а Священное Писание — это Слово Божие, через него Бог говорит с нами. Через Писание мы можем узнавать Бога, узнавать Его волю. Если мы любим человека, мы хотим знать о нем всё, что он любит и чего не любит, нам важно каждое его слово. Такой же принцип работает и в отношениях с Богом.

Так что, любовь к Писанию — это индикатор любви к Богу. В Писании можно найти ответы буквально на все вопросы. И еще у него есть удивительное свойство — читая, каждый раз человек видит что-то для себя новое и нужное в данный момент жизни: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Поэтому значение изучения Писания во все времена одинаково, и сегодня, и тысячу лет назад.

— Можно ли освоить Библию самостоятельно, ведь сейчас существует масса литературы по толкованию Священного Писания?
— Можно, но сложно. В любом серьезном деле нужна системность — нельзя строить дом без фундамента. Нужно понимать, с чего начать и чем окончить. В этом как раз смысл катехизаторских курсов и групп по изучению Писания при храмах — заложить фундамент, научить как, что и где искать.

Литературы действительно много, и она очень разная по качеству. Не стоит забывать, что важнейшая черта Писания богодухновенность. У каждой книги Священного Писания есть свой автор, конкретная историческая личность, но написаны они под водительством Духа Святого. Значит, правильно понимать Писание можно только пребывая в Духе Святом.

Отсюда самый выверенный и надежный путь изучения Писания — руководствоваться толкованиями признанных отцов Церкви, т.к. это люди, пребывающие в Духе Святом. Еще одним важным условием является пребывание в Церкви самого человека, изучающего Священное Писание. Ведь только в таинствах церковных дается благодать, в т.ч. и для правильного понимания написанного отцами.

Это, конечно, не исключает возможности думать самостоятельно и знакомиться с трудами современников, ведь Дух дышит, где хочет. Да и свойство Священного Писания таково, что то, что написано в конкретной исторической ситуации (к примеру, письма апостолов к конкретным общинам), имеет значение для нас в наши дни. Вопрос только в том, как сказанное применить к нам, не всегда связь очевидна. Прежде чем это делать, нужно иметь внутренний компас, настроенный по святым отцам. Изучение Писания — это целожизненное занятие, но в этом процессе важно начало, фундамент. Очень опасно увлекаться толкованиями от ветра главы, своей или чужой.

— Какая ваша любимая цитата из Писания? Что в ней для Вас особенного?
— Для меня очень важно осознавать, что Бог особенно промышляет и заботится о каждом человеке, в этом проявляется Его любовь и неповторимость отношений с разными людьми. Поэтому моя любимая цитата из Евангелия от Матфея: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31).

— Ваше преподавание церковных наук — это увлечение юности или дело, которому хочется посвятить всю свою жизнь? Когда появятся семья и дети, как Вы будете совмещать новый статус и прежнее миссионерское служение?
— Я не сторонник загадывания наперед, поживем увидим, как Бог даст. Но одно знаю точно: для преподавания Слова Божия нужно некоторое внутреннее горение, которое дается от Бога, но и самим человеком оно должно поддерживаться. А если есть это горение, то вопрос совмещения статусов — это не проблема, а всего лишь задача, которую нужно решить.

Беседовал Олег Карпенко

 



Просьбы о помощи